Интересы бизнеса должны быть представлены на серьезных площадках
30 сентября 2014 года Уральской торгово-промышленной палате исполняется 55 лет и сегодня журнал «Регионы России» начинает цикл публикаций, посвященных истории, сегодняшнему дню и перспективам развития нашей Уральской палаты. Ведь бизнес Свердловской области ведет себя очень активно, предприниматели готовы предложить множество продуктов и российским регионам, и партнерам из других стран. При этом сегодня бизнес особенно нуждается в серьезной поддержке, и деятельность Уральской торгово-промышленной палаты играет в этом большую роль, уверен Президент Уральской ТПП Андрей Беседин.

Андрей Адольфович, расскажите об итогах работы палаты в прошлом и текущем годах. Какие итоги работы Палаты Вы бы выделили в первую очередь?
– Когда возникает вполне правильный и закономерный вопрос, что делает Уральская торгово-промышленная палата, то всегда проще отвечать цифрами. По результатам 2013 года мы оказали более 67 тыс. услуг бизнесу, и это только те, что учитываются, т. е. на платной основе. Я с удовольствием делал бы это бесплатно, если бы кто-то тратил деньги на обеспечение этой деятельности. Но по российским законам ТПП – некоммерческая самоокупаемая организация. К счастью, у нас нет цели получить прибыль, но для того, чтобы исполнять наши функции, мы должны зарабатывать. А это всегда означает проверку правильности курса, профессионализма и внимательного отношения к бизнесу, который приходит за нашими услугами. Это как раз тот случай, когда бизнес голосует деньгами, выбирая партнера, которому он верит. И 67 тыс. оказанных услуг – это весомая цифра, которая, как нам кажется, подтверждает нужность нашей работы. Как говорится: «значит это кому-нибудь нужно…»
Кроме этого, для предпринимателей проводится масса бесплатных мероприятий. Например. В мае 2014 года в Екатеринбурге ТПП РФ и Уральская ТПП провели Всероссийскую конференцию по взаимодействию и производственной кооперации крупного, малого и среднего бизнеса. В этом отношении наша Палата выступила еще и трибуной для бизнеса в его далеко не всегда простом диалоге с властью.
Сегодня количество предприятий, воспользовавшихся нашими услугами, растет. Меня радует, когда предприятия приходят к нам больше одного раза. Становится понятно, что, видимо, мы все делаем правильно. Хотя желание работать лучше не проходит. Стараемся двигаться вперед. В прошлом году мы оказали услуг на 30% больше, чем в предыдущем. В этом году услуг уже оказано еще на 26% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года.
Несмотря на то, что сейчас я работаю в интересах ТПП, понимаю: то, что плохо для руководителя ТПП, может быть хорошо для бизнеса. Например, раньше предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, при каждой внешнеторговой операции должны были проходить экспертизу и получать соответствующие сертификаты. Это был гарантированный источник дохода для ТПП, который позволял ей спокойно существовать, а для бизнеса это была дополнительная финансовая нагрузка. Когда я пришел на пост руководителя Уральской ТПП, то в этот же год палата потеряла минимум 30% этого гарантированного дохода в связи с принятием нормативных актов, регулирующих работу Таможенного союза. С 1 января 2014 года из функционала торгово-промышленных палат ушла ещё целая группа экспертиз и сертификатов. Система ТПП в стране понесла серьезные потери, но больше всего досталось нам, так как Свердловская область традиционно – один из экспортных лидеров России. Таким образом, Уральская ТПП потеряла около 40% всего оборота, а в доходной части и все 60%. Выжить удалось по одной простой причине – когда мы начали работать в Палате, то не были отравлены спокойствием предыдущих лет. В первые же дни на первой конференции по принятию стратегии на ближайшее время мы сразу объявили о предстоящих трудностях. Тогда же мы приняли решение сделать все возможное, чтобы заместить отмирающие функции новыми направлениями и дополнительными функциями – над этим мы работали три года. Когда меня спрашивают об итогах работы за этот период, я с большим удовлетворением говорю, что нам, в отличие от многих палат, удалось не только пережить серьезный удар, но и подняться на ступеньку повыше.

– По каким критериям Вы оцениваете эффективность работы палаты?
– Считается, что один из критериев – размер членской базы. Сегодня у нас более 800 членов, меня такая цифра вполне устраивает. Но для меня показательно не количество членов в палате, а то, как они подтверждают свое членство. Нет ли желания выйти из состава Палаты. Как сказал один мой коллега, нет ничего страшнее, чем увидеть утром в почте: «Прошу меня исключить из членов палаты, потому что я не понимаю, зачем вступил». Для нас потери в членской базе – прежде всего серьезный имиджевый удар, так как размер членских взносов играет для бюджета палаты скорее дисциплинарную, организующую роль. Со временем я перестал получать такие заявления. Считаю, что нельзя заманивать предприятия ложными стимулами и вводить их в заблуждение, если мы не можем дать им то, что они хотят.
В большей степени показателем эффективности является количество предприятий, которые обратились к нам за помощью и услугами. Их число приближается к 4 тыс., и я понимаю, что это потенциальные члены ТПП. Если мы покажем на деле, что мы профессионалы, люди сами к нам придут. И это будет их осознанный выбор.
Мы осуществляем деятельность в 18 направлениях. Из них монопольных по законодательству России только два – экспертиза и сертификация. Все остальные услуги – юридическое сопровождение, защита интеллектуальной собственности, переводческая деятельность, консалтинг – хорошо представлены на рынке другими организациями, а в Свердловской области и Екатеринбурге даже лучше, чем в других регионах. К примеру, в Челябинской области работают восемь патентных поверенных, а у нас – 32. Соответственно, конкуренция в четыре раза выше. Кроме того, мы сделали упор на развитие межрегиональных отношений. И здесь цифры говорят сами за себя: за прошедший год мы приняли у себя 85 бизнес-делегаций, из них 65 зарубежных.
Другая часть нашей работы связана с участием в жизни региона, выработкой рекомендаций для различных государственных структур. Сегодня ТПП представляет интересы бизнеса на многих серьезных площадках – в консультативном совете Уральского таможенного управления, в Общественном совете при областной прокуратуре, Общественном совете при Генеральной прокуратуре. Это прекрасная возможность донести до людей, которые принимают решения, позицию бизнеса.
По нашему убеждению, палата должна быть сильной. Создать палату – легко, а вот наполнить ее содержанием уже сложнее. Я ничего не имею против муниципальных палат и желаю им выстоять, но я сомневаюсь, что разрозненные палаты в маленьком субъекте смогут стать полноценным партнером бизнеса, оказывающим полный спектр возможных услуг. Для этого нужны другие возможности, другая финансовая база. Сила в объединении.

Недавно Вы вместе с делегацией во главе с губернатором области Евгением Куйвашевым посетили Крым. Есть ли там перспективы для нашего бизнеса?
– Многие рынки уже заняты, а этот практически свободен. Все то, что поставлялось в Крым с Украины, в ближайшее время поставляться не будет. Во-вторых, Крым сегодня вынужден за короткий промежуток сократить экономическое отставание, которое видно невооруженным глазом. И он не сможет это сделать сам, без партнеров. В Крыму будет восстанавливаться промышленность, построят курорты, поэтому придется решать вопросы строительства, связи, логистики. Это уникальная возможность для развития предприятий, завтра это место будет занято. Поэтому сегодня нужно вести переговоры и продолжать нашу работу по сведению бизнеса с бизнесом.

Расскажите о Ваших ближайших планах.
– До конца года мы хотим закрепиться в выставочном направлении в бизнесе. Я считаю, в этом году мы неплохо отработали оператором на серьезных мероприятиях – на презентациях Свердловской области в Совете Федерации и в Министерстве иностранных дел. Совет Федерации назвал нашу презентацию региона самой яркой за последнее время. А в Министерстве иностранных дел нас посетили было 77 дипломатов. Это рекорд 20-летия, учитывая, что Россия к этому времени уже попала в непростую политическую ситуацию. После этого мы провели совместную российскую конференцию с ТПП РФ и Минэкономразвития по проблемам малого и среднего предпринимательства, где были и федеральные гости.
Мы заключили серьезное соглашение с крупнейшими выставочными операторами «Дойче Мессе» и «РТЕ-Групп». В сентябре у нас будет первая совместная выставка с этими компаниями и правительством Свердловской области. Это тоже реальная помощь для бизнеса. Каждое мероприятие – это отправная точка для новых проектов.
Мы неплохо поработали на «ИННОПРОМе», почувствовали свои силы, нас заметили. Заметили и те предприятия, которые вместе с нами работали на объединенном стенде Палаты. Сейчас идет обсуждение – какой должна стать в будущем главная промышленная выставка. Мне кажется, мы не можем позволить себе быть высокомерными в выборе участников «ИННОПРОМа». На мой взгляд: если сделать «ИННОПРОМ» мероприятием только для Уралвагонзавода, «Синары» и еще нескольких крупных компаний, выставка потеряет главный смысл – стать значимой точкой регионального роста. По нашему мнению, в кильватере крупных флагманов должен идти средний и малый бизнес, которому надо давать льготы для участия в выставке, презентации своих идей, и тогда из средних предприятий вырастут крупные. И в дальнейшем крупных, подчеркиваю - региональных предприятий будет больше.
Еще одно перспективное направление – издание выставочного журнала Уральской ТПП «ЭКСПО Содружество», который не только стал известен на лучших выставочных площадках страны и за рубежом, но и стал партнером Правительства Свердловской области в продвижении выставочной активности региона.

Вопрос, прямо скажем, не юбилейный: насколько сильно, на ваш взгляд, пострадает российский бизнес от санкций Запада?
– Предприятия могут пострадать от санкций, но катастрофой это не будет. Мы поставляем не политическую, а бизнес-продукцию. Страны, которые вводят санкции, настроены на выгоду, и если бы им была невыгодна наша продукция, они бы ее не брали. И сейчас отказываться от выгоды они не будут. Крупные бизнесмены говорят, что санкции не запретят им зарабатывать. Даже если будут созданы жесткие технические условия, таможенные барьеры, мы знаем несколько рецептов, как это обойти. Еще вопрос, кто больше потеряет. Практически нет импортного продукта, без которого мы бы не выжили.
У нас разнополюсный мир, мы будем двигаться в другом направлении. Раз в Европе нас не ждут (да и раньше этот рынок был сложным), мы пойдем с партнерством в Юго-Восточную Азию. И не только и не столько в Китай, а, скажем, в Мьянму, Лаос, Камбоджу. В страны Африки и Центральной Америки – Никарагуа, Сан-Сальвадор, Гонударс и другие, которые традиционно были партнерами Советского Союза. Я принимал крупные торговые делегации из этих стран – это серьезные партнеры. Поэтому лучше Россию не пугать. Все-таки мы самая большая страна в мире, и потерять такой рынок даже с точки зрения географии неразумно. 

Опубликовано: журнал "Регионы России" № 7 (99) июль 2014 г.