«Если есть понимание, то находится и решение»
В январе 2014 года по инициативе ТПП РФ состоятся парламентские слушания в Совете Федерации «О законодательных основах выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности как механизма повышения конкурентоспособности и продвижения товаров и услуг на внутренний и внешний рынки». О том, какие проблемы сейчас волнуют больше всего выставочное сообщество, журналу «Мир выставок» рассказал вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко.

– Владимир Петрович, на слушаниях в Совете Федерации будет обсуждаться круг проблем, которые отражены в разработанной с участием ТПП РФ новой Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в России. Зачем вообще нужна такая концепция? 

– Мировой опыт говорит о том, что выставки продолжают оставаться основным механизмом продвижения товаров и услуг на внутренний и внешний рынки. Разумеется, при условии, если этот механизм работает результативно. Исходя из этого, я назвал бы Концепцию идеологической основой, на которой завязаны все необходимые элементы развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в России. В их числе – совершенствование нормативно-правового регулирования, развитие материально-технической базы и инфраструктуры, государственная поддержка на принципах государственно-частного партнерства, совершенствование механизмов координации и стимулирования участия российских предприятий в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, информационное обеспечение и профессиональная подготовка кадров. Концепция нацелена на повышение эффективности выставок, их реальной отдачи для каждого экспонента. С учетом всего этого важно, на наш взгляд, принять закон «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации». Другое приоритетное направление, которое отражено в Концепции, – использование в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности механизмов и разнообразных форм государственно-частного партнерства (ГЧП). Кстати, сейчас в Госдуме проходит второе чтение проект федерального закона «О государственно-частном партнерстве». Ожидается, что документ будет принят до конца декабря. Полагаем, что он даст определенный толчок развитию нашей отрасли.

– Один из главных показателей развития отрасли – выставочные площади. Насколько сильна по данному показателю Россия по сравнению с другими странами? 

– В настоящее время в России насчитывается 49 выставочных комплексов общей закрытой выставочной площадью более 780 тыс. кв. м. Много это или мало? Например, в Германии функционируют только 22 выставочных комплекса, но их общая площадь составляет 2,75 млн. кв. м. По этому показателю у нас наблюдается определенный прирост – за последние годы введены в эксплуатацию новые выставочно-конгрессные комплексы в Красноярске, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Новосибирске, Екатеринбурге. Но даже с учетом этого совокупная выставочная площадь в России составляет всего 2% от мировой выставочной площади, а в США – 21%, в Китае – 15%, в той же Германии – 10%. При этом в России материальная база распределена очень неравномерно. Около 62% общего объема выставочных площадей сосредоточено в Москве, 11% – в Санкт-Петербурге, тогда как на долю остальных 33 регионов, где есть выставочно-конгрессные комплексы, приходится около 27%. 

– Территориальные торгово-промышленные палаты как-то участвуют в расширении выставочных площадей? 

– Конечно, причем достаточно активно. В разных регионах действуют комплексы, которые построены с прямым участием торгово-промышленных палат. В их числе, например, ЦВК «Экспоцентр» и ОАО «Центр международной торговли» (ТПП РФ), ООО «Белэкспоцентр» (Белгородская ТПП), ООO «Мордовэкспоцентр» (ТПП Республики Мордовия). При этом хотелось бы особо отметить Белгородскую область: там Белэкспоцентр был создан Белгородской ТПП при активном содействии областной администрации. Сейчас это эффективно действующий комплекс, в котором ежегодно проводятся порядка 35 выставочных мероприятий, некоторые из них проходят с международным участием. 

– По данным ТПП РФ, 48 субъектов РФ предложили дополнительные меры по развитию материально-технической базы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, не считая тех, которые уже имеют достаточно хорошую материальную основу. Как эта заинтересованность реализуется? 

– Прежде всего, это выражается в том, что региональные администрации готовы оказывать содействие в выборе площадок для размещения комплексов, поиске инвесторов, совершенствовании региональной нормативно-правовой базы. Правда, многие регионы развитие материально-технической базы связывают исключительно с финансированием из федерального бюджета. Не думаю, что ставка только на это может дать нужный результат. Например, в Германии выставочные комплексы строятся на деньги федеральных земель – то есть регионов, комплексам предоставляются определенные преференции и налоговые льготы на десятки лет вперед, а потом власти используют их возможности для продвижения своей продукции и технологий. Но строительство комплекса – это полдела, его ведь надо еще насытить выставочной программой. Поэтому каждый проект по строительству любого комплекса требует самой тщательной проработки именно с этой точки зрения. Надо сказать, что ТПП России постоянно работает в данном направлении. В частности, разработаны методические материалы по составлению бизнес-плана строительства регионального выставочного комплекса, методические рекомендации по проектированию, строительству и эксплуатации типовых региональных выставочно-конгрессных комплексов. Кстати, по нашей инициативе создан типовой проект такого центра. Следует отметить, что в этом году в рамках международного форума выставочной индустрии «5рЕХРО», организаторами которого являются ТПП России и ЗАО «Экспоцентр», свои проекты по развитию выставочной инфраструктуры потенциальным инвесторам представили Нижний Новгород, Казань, Саранск, Уфа, Санкт-Петербург и др. Проекты строительства региональных выставочных центров рассматриваются и во время презентаций экономического, промышленного и инвестиционного потенциала регионов в ТПП РФ. В последнее время состоялись презентации Архангельской, Ивановской, Кировской, Костромской, Мурманской, Оренбургской, Самарской областей. Со стороны ТПП РФ проведена большая работа с региональными администрациями, территориальными ТПП и членами Российского союза выставок и ярмарок, в ходе которой собраны конкретные инициативы по реализации проектов строительства новых (или реконструкции уже имеющихся) площадок на принципах государственно-частного партнерства. Все эти проекты переданы в федеральные органы исполнительной власти.

– Какие факторы, на ваш взгляд, влияют на развитие выставочной деятельности в регионах? 

– На мой взгляд, решающий фактор заключается в том, что выставочная деятельность должна рассматриваться как составная часть развития экономики того или иного региона. Если у администрации региона есть такое понимание, то находятся и решения конкретных вопросов – от площадок под объекты выставочной инфраструктуры до поддержки важнейших для региона выставок. Хорошая выставка может дать экономике региона сильный толчок. Яркий пример – промышленная выставка «Иннопром» в Екатеринбурге, участниками которой стали многочисленные крупнейшие российские и зарубежные производители. Видимо, есть полный резон в каждом регионе определить выставки, которые бы максимально эффективно демонстрировали его промышленные и экспортные возможности. Сейчас, по нашим данным, в 18 субъектах Российской Федерации разработаны долгосрочные программы развития выставочно-ярмарочной деятельности. 

В половине регионов страны действуют на постоянной основе координационные советы (комиссии) по выставочно-ярмарочной деятельности. Значительный опыт работы накоплен в Белгородской, Калининградской, Московской, Омской областях, Краснодарском крае, Республике Башкортостан, Республике Мордовия и др. При этом нужно отметить, что во многих регионах местные администрации установили льготы для предприятий, участвующих в выставках. Правда, опыт показывает, что далеко не все предприятия знают о возможности получения бюджетных субсидий. Поэтому требуется расширение информационно-разъяснительной работы среди предпринимателей о порядке и механизме получения таких субсидий, как это делается, например, в московском регионе. 

– Одно время активно прорабатывалась идея создания такого инструмента продвижения отечественных товаров и услуг, как коллективные национальные стенды, объединенные брендом «Сделано в России». Как можно ускорить реализацию этой идеи? 

– ТПП России неоднократно озвучивала эту идею. Реализация такой идеи связана с комплексом вопросов, касающихся совершенствования подготовки российского участия в зарубежных выставках. Это касается порядка отбора выставочных мероприятий, проведения конкурсов по выбору выставочных операторов, вовлечения в работу по подготовке российских разделов загранаппарата и т.д. Подобная работа уже проводится на выставках, включенных в федеральный перечень выставочно-ярмарочных мероприятий за рубежом с господдержкой. В их числе – российские экспозиции на «Зеленой неделе», на Ганноверской промышленной ярмарке, Харбинской торгово-экономической ярмарке и ряде других. Но их мало – порядка двух десятков в год. Однако есть ряд международных выставок за рубежом, где российские участники разобщены. Естественно, их надо объединять. Это задача и ТПП РФ, и РСВЯ, и выставочных операторов. Кстати, недавно было подписано соглашение между ТПП России и Минэкономразвития России о взаимодействии при организации торгово-экономических миссий. Полагаю, что такая форма взаимодействия также будет содействовать решению этой задачи.

Текст: Анна Мясникова