Система инвестиционной привлекательности
Развитие российского предпринимательства в значительной степени зависит от деятельности общественных организаций, выражающих его интересы. О роли Торгово-промышленной палаты РФ в продвижении интересов бизнеса, об участии Палаты в повышении инвестиционной привлекательности регионов рассказал вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин.
– Развитие страны во многом зависит от правильной инвестиционной политики. Участвует ли Палата в ее разработке и реализации? И что делается в системе ТПП РФ для улучшения инвестиционной привлекательности регионов?
– Улучшение инвестиционного климата – важнейшая задача как для бизнес-сообщества, так и для государства. Система торгово-промышленных палат Российской Федерации принимает активное участие в разработке и реализации мер по повышению инвестиционной привлекательности российской экономики на всех уровнях. Предложения наших экспертов вошли в доклад Госсовета РФ «О повышении инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации и создании благоприятных условий для развития бизнеса».
Наиболее актуальные вопросы инвестиционной сферы обсуждаются Комитетом по инвестиционной политике, зачастую совместно с другими комитетами. При поддержке ТПП РФ создаются новые инструменты оценки государственного регулирующего воздействия. Сгенерированные комитетами ТПП РФ идеи мы выносим на круглые столы и заседания, проводящиеся в Совете Федерации, Госдуме.
Если говорить о работе на уровне субъектов РФ, то при участии ТПП РФ и территориальных ТПП разрабатывался и внедрялся Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. А в Калужской, Тульской и Ульяновской областях экспертные группы по внедрению Стандарта были сформированы в основном из членов территориальных ТПП.
Территориальные ТПП занимаются на своем уровне такими важными задачами, как законотворческая деятельность и разработка «инвестиционных паспортов». Можно упомянуть Кузбасскую ТПП, которая участвовала в разработке нормативно-правовых актов Кемеровской области. В разработке стратегий и «инвестиционных паспортов» муниципальных образований участвуют Тверская ТПП, ТПП Оренбургской области, Ярославская ТПП, и это лишь часть списка.
ТПП РФ считает важным также оказание поддержки на уровне реальных проектов. Создается инвестопроводящая система, которая помогает нашим регионам и предприятиям устранить определенный информационный вакуум. В ее рамках инвестиционные проекты, предварительно отобранные и доработанные, поступают потенциальным инвесторам. Важное преимущество системы – предоставление возможности проекту выйти за рамки своего региона, искать инвестора среди всех партнеров сети ТПП, в том числе и среди иностранных инвесторов.
– Особые экономические зоны и индустриальные парки стали своеобразным символом современной России. Но насколько весом их реальный вклад в экономику страны и в чем перспективы их развития?
– Скорее, хотелось бы, чтобы особые экономические зоны и индустриальные парки стали таким символом. Уже есть хорошие результаты, но на этом нельзя останавливаться.
В течение семи лет было создано 26 ОЭЗ, направлено свыше 91 млрд рублей из средств федерального бюджета. В то же время отечественные ОЭЗ привлекли более 300 инвесторов и более 12 млрд долларов заявленных инвестиций.
Но, как следует из оценок, подготовленных Счетной палатой, потенциал особых экономических зон не удалось использовать на 100 %. При привлечении крупных инвесторов нам приходится конкурировать с ОЭЗ других развитых стран. Сравнивая условия, глобальные инвесторы далеко не всегда делают выбор в нашу пользу. Основные причины этого – организационно-управленческие проблемы и дефицит высококвалифицированных кадров.
Кроме того, международный опыт показывает, что создать достаточные для привлечения инвесторов условия одними лишь налоговыми льготами невозможно. Важен полный спектр предлагаемых ОЭЗ базовых услуг, уровень развития инфраструктуры.
Емкость рынка сбыта – еще один критерий, по которому иностранные компании оценивают перспективы своего вхождения в зоны. По этому показателю мы уступаем Индии и Китаю. Настороженность внушают и изменения, связанные со вступлением России в ВТО. Например, конкурентные преимущества отечественных ОЭЗ в части импортных пошлин частично сократятся. Мы считаем, что нужна «перезагрузка» ОЭЗ для более успешного привлечения инвестиций и повышения национальной конкурентоспособности.
Индустриальные парки также представляют большой интерес. По имеющимся оценкам, в России создано около 300 таких парков, более половины из них находятся в собственности государства. Сами индустриальные парки весьма разнородны: от объектов международного уровня, которые привлекают глобальных инвесторов, до совершенно непрезентабельных территорий заброшенных заводов, на которых нет даже минимально необходимой инфраструктуры.
Несмотря на удачные примеры, многие парки не соответствуют мировому уровню. Это касается не только энергетической и транспортной инфраструктуры, но и обеспеченности кадрами. Сказывается и общий уровень инвестиционного климата в плане государственного регулирования, стабильности условий ведения бизнеса и многих других вопросов. Ведь конкуренция за инвестора не замыкается на регионе или стране, она носит глобальный характер.
Поэтому отечественным индустриальным паркам нужно качественно развиваться, ориентируясь на лучшие практики и требования глобального инвестора. Необходимы существенные усилия как федеральных, так и региональных властей, в том числе в проработке правовых механизмов и отладке взаимодействия с бизнесом.
– Россия – одна из ведущих спортивных держав. Сочинская Олимпиада – 2014 и чемпионат мира по футболу – 2018 – лучшее тому подтверждение. Какое участие принимает ТПП РФ в подготовке к этим событиям и насколько они могут повысить инвестиционную привлекательность России?
– Действительно, Сочи и города, принимающие чемпионат мира по футболу 2018 года, получают уникальную возможность ускоренного развития. Обратимся к международным оценкам: в следующем году чемпионат мира по футболу пройдет в Бразилии. По мнению компании Ernst&Young, общая сумма, инвестированная Бразилией в мероприятия, непосредственно связанные с проведением турнира, мультиплицируется в 5 раз, экономический эффект будет ощущаться в различных отраслях. В результате ожидается создание дополнительно 3,63 млн рабочих мест. Разумеется, положительный экономический эффект – результат кропотливой работы и государства, и предпринимателей. Вот почему данная тема актуальна для системы ТПП.
В ТПП РФ действует рабочая группа по содействию в реализации инвестиционных проектов в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. Мы координируем эту работу с министерствами спорта и финансов, рядом компаний и инвесторами. Надеемся, что наш вклад в развитие инфраструктурных проектов поможет развитию механизмов государственно-частного партнерства и, как следствие, повышению инвестиционной привлекательности нашей экономики.
Текст: Игорь Пономарев