Развитие бизнеса в России требует полноценной законодательной поддержки
Чего ждет регион от своего представителя в структурах федеральной власти? Об этом мы беседуем с депутатом Государственной Думы, членом Комитета Госдумы по бюджету и налогам Татьяной Алексеевой.

– Татьяна Олеговна, как работа в комитете по бюджету и налогам помогает решению стоящих перед Вами задач?

– Конечно, выбор комитета был продиктован интересами региона. По согласованию с депутатской группой от Кузбасса, с руководством области было решено иметь своего представителя в этом важном комитете. Нередко областные и муниципальные бюджеты слабо участвуют в софинансировании федеральных программ. К счастью, этого не скажешь о Кузбассе. Область активно участвует в софинансировании и федеральных программ, и федеральных проектов, будь то газификация или снос ветхого жилья. Тогда и здесь, в Думе, легче отстаивать увеличение финансирования программ.

Кроме того, я участвую в работе подкомитетов – по федеральному бюджету, совершенствованию бюджетного законодательства, межбюджетным отношениям и финансовому контролю за использованием средств, выделенных на обеспечение жизнедеятельности Государственной Думы; по налоговому законодательству; по бюджетно-налоговому регулированию комплексного развития экономики. Вхожу в состав рабочей трехсторонней группы по совершенствованию межбюджетных отношений в РФ.

Деятельность комитета разнопланова. Среди прочего, конечно же, я бы выделила обсуждение проекта бюджета на 2013 год и на плановый период 2014–2015 годов. Работа проходила очень сложно. Со следующего года возвращаемся к жесткой бюджетной дисциплине, восстанавливаем действие бюджетных правил. Что это значит? Расходы бюджета будут основываться не на ожидаемой цене на нефть, а на ее средней цене за пять предыдущих лет. Такой подход снижает зависимость бюджета и всей экономики от колебаний конъюнктуры нефтяного рынка.

Было очень непросто вписаться в жесткие бюджетные правила и одновременно обеспечить выполнение принятых социальных обязательств. Стоит задача уже к концу планируемого периода, то есть к 2015 году, сделать бюджет практически сбалансированным, бездефицитным, сократив дефицит с 521 млрд в 2013 году до 11 млрд в 2015-м. Цена — жесткая экономия в ближайшие годы.

В то же время депутаты принципиально отстаивали интересы социальной сферы, поддержку сельского хозяйства, учитывая сложное положение отрасли. Выступили и против намерений Министерства финансов РФ переложить повышение заработной платы работникам бюджетной сферы на региональные и муниципальные бюджеты.

Какие новые возможности для продвижения инициатив и предложений участников развития региональной экономики есть у Вас теперь?

Законы принимаются для людей и ради людей. И должны работать на них, способствовать улучшению их жизни, каких бы проблем они ни касались. Поэтому мой профессиональный интерес, конечно же, в том числе связан и с законопроектной работой по развитию предпринимательства и поддержке бизнеса. Именно эта категория активных участников процесса развития социально-экономической жизни регионов пока не получила полноценной законодательной поддержки для своего ускоренного становления. Важно, чтобы люди имели возможность обеспечить достойное существование себе и своей семье, рассчитывая на собственные силы, разум и трудолюбие.

Мы и раньше выдвигали законодательные инициативы. Теперь, будучи депутатом Госдумы, я практически вижу механизм продвижения инициатив, принятия решений. Скажу сразу, это не всегда просто. Но не безнадежно. Если у тебя есть четкие логические аргументы, тебя будут слушать.

Что касается предложений и инициатив, их всегда немало. Вот некоторые примеры. Так, ко второму чтению законопроекта «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» мы подготовили и внесли пакет из более чем 70 поправок. Условно такие поправки можно разбить на следующие блоки: поддержка малого бизнеса, проведение независимой экспертизы, введение общественного контроля, усиление роли третейских судов при торгово-промышленных палатах в рассмотрении споров, вытекающих из отношений государственного и муниципального заказа, и др.

Предварительно можно сказать, что в редакции законопроекта ко второму чтению учтены поправки, касающиеся малого бизнеса (увеличен годовой объем закупок, который государственные заказчики должны размещать у субъектов малого предпринимательства (с 10 до 15%); предусмотрено заключение контрактов «жизненного цикла», то есть покупка товара, его обслуживание, ремонт и утилизация; частично учтены поправки, касающиеся независимой экспертизы. Обсуждение поправок продолжается.

Внесены поправки к законопроекту «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Поправки направлены на уточнение статуса некоммерческих корпораций, прежде всего торгово-промышленных палат, и порядка осуществления корпоративных прав.

В финальный текст разрабатываемой в настоящее время «дорожной карты» Агентства стратегических инициатив по проекту «Совершенствование налогового администрирования» включено предложение по снятию ограничения на применение упрощенной системы налогообложения налогоплательщиками, имеющими представительства (сейчас в НК РФ существует прямой запрет). Устранение данного барьера позволит малому и среднему бизнесу заниматься более активной маркетинговой политикой в регионах, продвигать свою продукцию на рынки сбыта. Данное законодательное предложение было инициировано мною совместно с ТПП РФ.

Кроме того, я выступила соавтором проекта Федерального закона «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части уточнения переходных положений Федерального закона по переводу деятельности розничных рынков в капитальные строения).

– Татьяна Олеговна, видится ли работа с людьми теперь для Вас с другого ракурса? Увиделись ли с депутатской позиции по-другому региональные проблемы?

– Встречи с земляками, которые меня поддержали, выдвинув в депутаты, – это один из лучших способов эффективной депутатской работы. Мне кажется, в работе с людьми, с какого бы ракурса мы ни подходили, важно уметь разговаривать честно, откровенно и учиться слушать других. Как депутату, мне очень важна обратная связь. Законопроекты не должны разрабатываться и продвигаться кулуарно. Проект любого закона должен проходить широкую общественную дискуссию, обкатываться.

В каждый свой приезд в Кузбасс я стараюсь встретиться с членами Торгово-промышленной и Общественной палат Кемеровской области, обсудить с ними конкретные актуальные вопросы. Поскольку я возглавляла обе палаты, то в свое время мы нашли эффективное решение – объединили площадки Общественной палаты и ТПП для обсуждения общих вопросов, подготовки рекомендаций и предложений. Вообще, торгово-промышленная палата, которой я руководила более 20 лет, – по-прежнему значимый для меня сектор деятельности. Многие годы я также являюсь членом правления ТПП РФ. А это хорошая школа общественной деятельности, работы с экспертами, взаимодействия с людьми, мыслящими категориями государственного уровня. Важно, что усилиями законодателей Госдумы в октябре торгово-промышленные палаты были, наконец, признаны полноправными участниками программ поддержки бизнеса.

Что касается региональных проблем, как они видятся? В каждом регионе, как и в стране в целом, есть проблемные вопросы. Есть они и в Кузбассе. Но на что я бы обратила внимание: в Кузбассе уровень социального оптимизма выше, чем в ряде других регионов, люди чувствуют себя в большей безопасности, осуществляется сильная социальная политика, динамично развиваются ведущие отрасли промышленности и так далее. Конечно, во многом благодаря губернатору Аману Гумировичу Тулееву, его личному участию в развитии всех сфер деятельности региона. Всё это выгодно, на мой взгляд, отличает наш шахтерский край.

Текст: Ольга Гилёва

Путеводитель российского бизнеса

Темы: Законотворчество, Налоги, Экономика и бизнес

Эксперт: Татьяна Алексеева