– Прежде всего, это первый с момента включения России в число экономик АТЭС форум, который пройдет на российской земле, во Владивостоке. Этот город избран для проведения форума неслучайно: столица Приморского края является связующим звеном между Транссибирской магистралью и тихоокеанскими морскими путями. Стратегической целью участия России в АТР является более широкое включение в глобальную экономическую систему и мировое разделение труда российского Дальнего Востока и Сибири, регионов, богатейших с точки зрения ресурсной базы, но, к сожалению, недостаточно развитых с точки зрения инфраструктуры.
Иными словами, мы должны в ближайшие годы выстроить надежную транспортно-логистическую цепочку товарных поставок из Азии в Западную Европу. Это необходимо сделать в целях социально-экономического развития не только наших регионов, но и всей мировой экономической системы: и Транссибирская магистраль, потенциал которой сегодня задействован недостаточно, и Северный морской путь являются кратчайшими путями из Азии в Европу. Транспортировка товаров по ним значительным образом снижает риски и экономические, и политические.
Особенностью предстоящего форума также является то, что Россия впервые примет участие в нем в качестве полноправного члена Всемирной торговой организации (ВТО). Это особенно важно, поскольку тема либерализации торговли и инвестиций всегда была ключевой на всех форумах АТЭС со дня основания. Напомню, что еще в 1994 году в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима.
– Форум представляет особый интерес и для Торгово-промышленной палаты РФ. В чем именно?
– Особое значение для Палаты будет иметь деловой саммит АТЭС, на который, как мы ожидаем, соберутся представители бизнеса 21 экономики АТЭС. Именно страны АТЭС сегодня оцениваются как самый динамично развивающийся регион мира и одновременно как наименее затронутый мировым финансовым кризисом. Основной лозунг саммита – «Отвечая на вызовы. Расширяя возможности» – избран безошибочно: мировой финансовый кризис пока не преодолен и глобальная экономика ставит острые вопросы, ответы на которые предстоит найти в ближайшей перспективе.
Повестка дня делового саммита предоставляет участникам широкие возможности для того, чтобы найти приемлемые для всех участников пути преодоления существующих препятствий в мировой торговле. В частности, наш особый интерес вызывают такие темы, как преодоление ресурсных ограничений для обеспечения энергетической и продовольственной безопасности, повышение надежности и устойчивости мировых каналов поставок, развитие потенциала географически удаленных регионов с тяжелыми климатическими условиями.
Надеюсь, что деловой саммит станет площадкой, на которой представители бизнеса, включая малый и средний, развитых и развивающихся рынков смогут в диалоге с лидерами найти надлежащие ответы в интересах как АТР, так и глобальной экономики в целом.
– В чем, на Ваш взгляд, основная причина того, что страны АТЭС, несмотря на различные уровни развития своих экономик, пострадали в кризис меньше других?
– Причина одна: диверсификация этих экономик. Даже притом, что эти страны действительно отличны друг от друга по уровню экономического развития, им удалось выстроить свои хозяйственные связи с партнерами так, что кризис затронул их в меньшей степени, чем те страны, которые диверсификации своих экономик уделяли меньшее внимание. Во время кризиса наиболее существенно пострадали такие сегменты мировой экономики, как высокие технологии, производство строительных материалов, больше всех – финансовый сектор. В то же время такие отрасли, как сельское хозяйство, практически ничего не потеряли. Странам АТЭС помогло и то, что такие высоко интегрированные в мировую экономику банки, как сингапурские и таиландские, проводили достаточно консервативную политику. Но в целом можно говорить о том, что регион, во многом зависящий от экономической динамики Китайской Народной Республики, вышедшей в мире на первое место, сумел выстроить успешную экономическую политику. Огромный внутренний рынок Китая, при высокой зависимости КНР от внешнего рынка, послужил амортизатором глобальных негативных процессов и не дал ни Китаю, ни странам-соседям «просесть» слишком глубоко. Страны АТЭС и сегодня сохраняют достаточно высокие темпы роста.
– Сегодня на фоне разговоров о второй волне кризиса тема глобальной экономической безопасности будет подниматься и на данном форуме?
– Разумеется. Одной темой круглых столов форума станет дискуссия под условным названием «Сколько нужно валют?».
После 2008 года стало особенно ясно, что надежность мировых резервных валют – доллара и евро – затрагивает интересы всего мирового сообщества, вплоть до частных домохозяйств практически в любой точке мира. Именно поэтому на деловом саммите стран АТЭС будет ставиться вопрос о диверсификации валютных рисков. Роль национальных валют, в том числе российского рубля, в двусторонней торговле неуклонно возрастает. Не исключено, что по итогам форума в числе рекомендаций главам государств и правительств стран региона будет включен пункт о необходимости изучения опыта двусторонних расчетов в национальных валютах, в частности, опыта России и Китая.
– Расскажите о вашем видении перспектив сотрудничества России и АТЭС: что могли бы сделать страны АТЭС для развития Сибири и Дальнего Востока, что называется, уже сегодня-завтра?
– Больше всего должны сделать мы сами, и альтернативы созданию в наших регионах благоприятных условий для инвестиций нет. Ключ к развитию Сибири и Дальнего Востока – развитие транспортно-логической инфраструктуры. Сегодня российскими и зарубежными экспертами изучаются новые, нетрадиционные возможности развития транспортных путей. В частности, речь идет о магистрали через Лену в Якутии с прямым выходом на Северный морской путь и множество других перспективных проектов.
Текст: Сергей Арутюнов