Во-первых, в Госдуме прошли первое чтение поправки в закон о международном коммерческом арбитраже. Суть изменений заключается в том, что коммерческие арбитражи смогли бы накладывать обеспечительные меры с последующим приданием им государственной силы через государственные суды. Сначала предлагалось такие полномочия дать всем коммерческим арбитражам, рассматривающим дела в рамках закона о МКА, но ВАС РФ высказался против. Мы эту позицию поддерживаем, потому что знаем, какова палитра третейских судов в России. Предлагаем предоставить такие полномочия двум международным арбитражным судам при ТПП РФ (МКАС и Морской арбитражной комиссии).
Второй законопроект разработан в рамках поручения правительства РФ. Он наделяет Федеральный арбитражный суд Московского округа функциями признавать и исполнять решения международного коммерческого арбитража, вынесенные на территории нашего государства, а также выступать в качестве кассационной инстанции. Нас в этом документе смущает одно положение: из компетенции международного коммерческого арбитража изымаются споры с участием СП. Между тем, согласно закону об иностранных инвестициях, прямыми иностранными инвестициями признаются 10% акций или долей, принадлежащих зарубежному партнеру в российской компании. Едва ли бизнес направит стопы в государственные суды: в области международной торговли международный арбитраж – основной способ разрешения споров. Значит, с большой долей вероятности они «уйдут» в зарубежные юрисдикции.
Кстати, ТПП решила реанимировать высказанную еще Евгением Примаковым инициативу о включении российскими госкомпаниями в международные контракты оговорки о рассмотрении споров в международном арбитраже на территории России, т.е. в МКАС при ТПП РФ. Особенно остро эта проблема обозначилась после кипрского кризиса. Мы видим огромные потери со стороны наших компаний, но что-либо внятное с точки зрения правовой защиты их потерь пока получить не можем.
Также во исполнение послания президента РФ Федеральному собранию готовится концепция реформирования национальных третейских судов. Мы принимаем участие в ее разработке, наряду с РСПП, ВАС, Верховным судом РФ. Если в двух словах, то предлагается усовершенствовать механизм контроля за созданием и деятельностью третейский судов, ввести госрегистрацию. Минюст пока против таких новшеств, и мы понимаем, почему: природа арбитража во многом частная, договорная и в идеале далека от системы госрегистрации. Но это единственный способ навести порядок в данной сфере: из 2000 третейских судов, существующих сегодня в России, добрая половина вообще не представляет, ради чего создана. Если государство не готово взять на себя дополнительные функции, то система ТПП предложила рассмотреть свою кандидатуру в качестве органа по регистрации.
Кроме того, предлагается ввести запрет на создание коммерческими организациями постоянно действующих третейских судов и изменить требования к составу третейских судей, в частности, поднять возрастную планку, а также снять ограничения на привлечение к работе судей в отставке. Эти люди принесут и знания, и опыт, и профессиональный подход к разрешению вопросов. Третейские суды – это резерв для разгрузки арбитражных судов, который нужно эффективно использовать.
"Российская газета" Урал и Западная Сибирь 16 мая 2013 четверг №102 (6078)