Нужно соединить усилия государства и бизнеса и создать условия для прихода средств в российскую экономику
«Инвестиционная привлекательность регионов России» — тема, которую активно обсуждали на Международном бизнес-саммите — 2013 в Нижнем Новгороде. Что нужно сделать для того, чтобы привлечь средства инвесторов не только в Москву и Санкт-Петербург, но и на другие территории России? Обсудить эту тему в студию КУПОЛ пришел вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Курочкин.
— Дмитрий Николаевич, конкуренция за инвестиции — сегодня одно из важнейших направлений экономической борьбы. Как вы оцениваете российские результаты на этом поприще?
Деловой климат — важнейшее условие прихода инвестиций, а он у нас, пока еще далек от лучших образцов, хотя перемены к лучшему заметны. Но давайте вспомним, что наша экономика недавно была абсолютно не рыночной, а многие из необходимых сегодня институтов все еще в стадии формирования. Не хочу сказать, будто все наши проблемы родом из прошлого. Большинство барьеров, мешающих создать хороший инвестиционный климат, появились в наше время, недавно. Я говорю, естественно, не только о бюрократических препонах. Барьеры — это и тарифы, и монополизм, и посреднические цепочки между производителем и потребителем, очень дорогие деньги, несовершенство законов и т. д.
В итоге для внутренних инвесторов риски и затраты на инвестиционную деятельность сегодня остаются высокими, и это подтверждается показателями оттока денег из страны. До кризиса 2008—2009 гг. недостатки нашего инвестиционного климата компенсировались очень высокой прибылью; она стала сегодня заметно меньше, а проблемы не решены — здесь сегодня главная причина «бегства капитала».
— Эксперты отмечают колебания на рынке предпринимательской активности, а любой инвестор на это обращает внимание…
— Действительно, предпринимательская активность в России ниже, чем во многих других странах, и такая ситуация сохраняется уже достаточно долго. В 2012 году только 3,8% россиян из числа опрошенных в рамках проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» сказали, что в течение трех лет планируют открыть свое дело. В большинстве развитых стран число тех¸ кто начинает свой бизнес, и тех, кто уже состоялся как предприниматель, примерно равно. У нас же соотношение иное: один к двум. То есть желающих начинать свой бизнес мало. Из каждых ста бизнесменов, закрывших по каким-то причинам свое дело, только восемь намерены в будущем открыть новое. Но причина низкой предпринимательской активности объясняется не только административными барьерами и состоянием экономики. Россияне переоценивают сложность ведения бизнеса; у них невысокий уровень знаний, связанных с предпринимательством. Только 13% тех, кто сегодня не занят бизнесом, считают, что в их регионе создаются условия для его ведения.
По конкурентоспособности российская экономика уступает многим развивающимся странам, имеющим преимущества по издержкам (соотношение цена/качество). Наш инновационный потенциал сегодня невысок, а темпы роста производительности несущественны — всего лишь 2,5% в минувшем году. И это снижает привлекательность отечественной экономики для внутреннего и внешнего инвестора.
Наконец, «длинные деньги», вернее, их отсутствие. Получить долговременный кредит под приемлемые проценты почти невозможно. А как тогда создавать нужные экономике новые предприятия с длинным циклом окупаемости инвестиций?.. Нужно добавить к этому регулярные новации в налогообложении и столь же регулярные перемены в других формах государственного регулирования предпринимательской деятельности. Все это повышает риск инвестиционных операций и резко снижает желание бизнеса идти на долгосрочные инвестиции.
Итог очевиден: наш реальный сектор экономики и инфраструктура все сильнее задыхаются от нехватки инвестиций. Оценки и прогнозы экспертов, производственников-практиков, аналитических центров сходны: нужно соединить усилия государства и бизнеса и создать условия для прихода средств в российскую экономику. Понимание этого есть и в коридорах власти, и в среде предпринимателей.
— Что надо делать? Где та дорога, которая ведет к инвестициям?
— За последние семь лет 163 страны мира провели реформы, ликвидировали ненужные бюрократические рогатки, усовершенствовали законодательство — словом, создали более привлекательные условия для занятия предпринимательством и для инвестирования. Нам надо сделать то же самое, но быстрее. Именно на это, в частности, направлены разработанные, принятые и принимаемые «дорожные карты», реализация которых буквально по пунктам должна организовать работу по ликвидации барьеров. Вот, чтобы было понятнее, пример: в 43 городах России было проведено в прошлом году исследование ситуации в жилищном строительстве. Оказалось, для получения разрешения на строительство и в ходе самого строительства стандартного двухсотквартирного дома у нас нужно пройти примерно 98 процедур, на которые нужно потратить 946 дней и заплатить более 20 млн рублей. При этом только треть процедур — федерального уровня, хотя и тут есть что менять. А остальные — как правило, лишние — процедуры разработаны местными властями. Вот эти и другие барьеры должна снять дорожная карта по строительству. На других направлениях работают, естественно, другие дорожные карты.
— Но не может ли случиться так, что дорожные карты будут выполняться формально: по принципу «главное — отчитаться»?
— Не хотелось бы даже думать о возможности этого. Провал дорожных карт опасен для будущего страны, мы проиграем конкурентам со всеми вытекающими из этого последствиями. Красивые, но пустые отчеты не помогут ни быстрее дом построить, ни создать условия для инвестиций, ни улучшить социальную ситуацию в стране. Впрочем, на самообмане далеко не уедешь, он быстро вскроется и станет понятен всем. Так что давайте рассчитывать на лучшее.
— Приживется ли у нас такой инструмент как государственно-частное партнерство?
— В России государственно-частное партнерство (ГЧП) только начинает развиваться, проекты ГЧП уже есть, но результаты могли бы быть куда более впечатляющими, если бы были созданы соответствующие правовые условия. В Госдуме РФ, правда, уже находится проект Федерального закона № 238827–6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации»; главное, чтобы он был, наконец, принят.
Соединение усилий бизнеса и государства там, где в одиночку решить проблему трудно, — это хороший выход. ГЧП особенно выгодно при решении сложных и дорогих инфраструктурных проектов. Практика государственно-частного партнерства хорошо зарекомендовала себя во многих странах; там таким образом развили дорожную систему, построили промышленные предприятия и другие объекты.
Государственно-частное партнерство обеспечивает не только приток инвестиций в социально значимые проекты, но и повышает их эффективность. Это понятно: бизнес по своей природе прагматичен, стремится эффективно использовать деньги, принимать рациональные управленческие решения. Усиливается конкуренции, снижается коррупционная составляющая. Словом, мы, система ТПП страны, за ГЧП. Более того: мы являемся соорганизаторами первой российской недели ГЧП — международного форума участников государственно-частных партнерств, который пройдет в конце ноября.
Палата поддерживает и упомянутый законопроект, но считает, что он должен быть доработан по некоторым направления. Так, инструмент ГЧП может решить проблему плохой инфраструктурной обеспеченности, то есть создать условия для привлечения инвестиций, но сам он не лишен рисков. Поэтому обязательно нужен акцент на обеспечении открытости проектов, прозрачности проведения конкурсов и оценки результатов проектов.
— Система ТПП РФ — самое крупное добровольное объединение бизнеса в России, прежде всего малого и среднего. Вы призваны отстаивать интересы предпринимательства, следовательно, вас должна интересовать и тема инвестиций…
— Она нас не просто интересует; работу по созданию в стране условий для инвестиционной деятельности мы считаем сегодня одной из важнейших наших задач. Мы активно участвуем в совершенствовании законодательного обеспечения инвестиционной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях. За прошедший год нашими экспертами были подготовлены предложения по совершенствованию деятельности особых экономических зон, региональных инвестиционных фондов, механизмов ГЧП и его регулирования; доступности банковского кредитования для инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса, деятельности региональных инвестиционных фондов. Благодаря высокому качеству проработки вопросов и налаженному взаимодействию с федеральными и региональными органами власти позиция ТПП РФ по инвестиционной тематике внимательно изучается и, как правило, учитывается.
Мы организовали информационно-методическую помощь предпринимателям в инвестиционной сфере, продвигаем регионы на инвестиционные рынки и так далее. Недавно на базе системы ТПП создали и развиваем инвестопроводящую инфраструктуру. В идеале она станет целостной системой содействия привлечению и реализации инвестиций в регионы России: ТПП РФ, территориальная палата¸ власть региона подписывают «тройственное соглашение», и работа продолжается все время: от поиска и доводки проектов, привлечения инвестора до его сопровождения и содействия ему вплоть до реализации самого проекта.
Ряд проектов уже доведен до инвестиционной стадии. Перечислю несколько из самых первых. Это модернизация и расширение производственно-строительной базы завода металлических конструкций в Воронежской области; глубокая переработка угля в жидкие синтетические углеводороды (Кемеровская область); строительство первого на Дальнем Востоке (в Приморском крае) крупного экспортного зернового терминала, который обеспечит решение логистических задач для поставок продукции сельского хозяйства, в том числе и на зарубежные рынки; строительству крупного перинатального центра в Сахалинской области.
Но найти проект, доработать его — это только часть нашей работы (совсем не простая, кстати; все поначалу утверждают, что у них проектов — множество и на любой вкус, а при анализе выходит, что только единицы из десятков и сотен проектов действительно обоснованы настолько, что их можно доводить, что называется, до кондиции; все остальные в основном на уровне прекраснодушных мечтаний).
Мы хотим в итоге эффективно задействовать для привлечения инвестиций всю систему ТПП (а у нас в стране 174 территориальные палаты) и ее партнеров внутри и за пределами России. Именно с этой целью нами подготовлен регламент работы системы ТПП по поиску, отбору, оценке и продвижению инвестиционных проектов; сегодня проходит его апробация в ряде региональных палат. Разрабатываем регламент содействия в поиске инвестпроектов и площадок по запросам иностранных инвесторов. К этому делу намерены привлечь наших региональных представителей за рубежом, работающие при Палате деловые советы с зарубежными странами, партнерские организации в других государствах.
Словом, в этом деле на недостаток идей нам жаловаться не приходится.
— В бизнес-саммите принимает участие уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов. От чего нужно сегодня защищать предпринимателей и что надо сделать для того, чтобы бизнес был прозрачным?
— ТПП России, представляя интересы широкого круга предпринимательского сообщества, уделяет особое внимание взаимодействию с институтом Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации. Мы взяли на себя ту часть работы, которая связана с защитой малого и среднего бизнеса.
Для организации этой работы в ТПП РФ создан департамент по защите малого и среднего бизнеса, призванный обеспечивать эффективную деятельность общественного уполномоченного и оперативно рассматривать и готовить решения по тем обращениям, которые поступают в систему Торгово-промышленных палат России.
По итогам совместной работы можно сказать, что обеспокоенность предпринимателей в большинстве обращений вызывают несовершенство законодательной базы, имущественно — земельные отношения, в том числе аренды государственного и муниципального имущества.
Например, вопрос размещения нестационарных торговых объектов первоначально обеспокоил предпринимателей г. Москвы. Однако в настоящее время нами рассмотрены аналогичные обращения из Кировской и Саратовской областей, Ханты-Мансийского автономного округа.
В 2008 году произошел рейдерский захват принадлежащего заявителю склада нефтепродуктов. Обращение в адрес Генерального прокурора РФ позволило снять ряд проблемных вопросов (отменено решение об отказе в возбуждении уголовного дела, отменено решение о приостановлении исполнительного производства по исполнительным листам, выданным в пользу заявителя). Разбирательства по делу остается на контроле.
Вместе с тем, по ряду поступивших на рассмотрение обращений принять меры реагирования в силу действующего законодательства невозможно.
В подобных ситуациях региональным и муниципальным органам власти мы рекомендуем выступить участниками переговорного процесса в рамках реализации своих полномочий по созданию благоприятных условий для развития бизнеса в соответствии с Федеральным Законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Решение предпринимательских проблем возможно только при тесном сотрудничестве бизнеса и власти. Совместная работа Уполномоченного и ТПП РФ — хороший пример такого сотрудничества.
Корр. Елена Жаркова
— Дмитрий Николаевич, конкуренция за инвестиции — сегодня одно из важнейших направлений экономической борьбы. Как вы оцениваете российские результаты на этом поприще?
Деловой климат — важнейшее условие прихода инвестиций, а он у нас, пока еще далек от лучших образцов, хотя перемены к лучшему заметны. Но давайте вспомним, что наша экономика недавно была абсолютно не рыночной, а многие из необходимых сегодня институтов все еще в стадии формирования. Не хочу сказать, будто все наши проблемы родом из прошлого. Большинство барьеров, мешающих создать хороший инвестиционный климат, появились в наше время, недавно. Я говорю, естественно, не только о бюрократических препонах. Барьеры — это и тарифы, и монополизм, и посреднические цепочки между производителем и потребителем, очень дорогие деньги, несовершенство законов и т. д.
В итоге для внутренних инвесторов риски и затраты на инвестиционную деятельность сегодня остаются высокими, и это подтверждается показателями оттока денег из страны. До кризиса 2008—2009 гг. недостатки нашего инвестиционного климата компенсировались очень высокой прибылью; она стала сегодня заметно меньше, а проблемы не решены — здесь сегодня главная причина «бегства капитала».
— Эксперты отмечают колебания на рынке предпринимательской активности, а любой инвестор на это обращает внимание…
— Действительно, предпринимательская активность в России ниже, чем во многих других странах, и такая ситуация сохраняется уже достаточно долго. В 2012 году только 3,8% россиян из числа опрошенных в рамках проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» сказали, что в течение трех лет планируют открыть свое дело. В большинстве развитых стран число тех¸ кто начинает свой бизнес, и тех, кто уже состоялся как предприниматель, примерно равно. У нас же соотношение иное: один к двум. То есть желающих начинать свой бизнес мало. Из каждых ста бизнесменов, закрывших по каким-то причинам свое дело, только восемь намерены в будущем открыть новое. Но причина низкой предпринимательской активности объясняется не только административными барьерами и состоянием экономики. Россияне переоценивают сложность ведения бизнеса; у них невысокий уровень знаний, связанных с предпринимательством. Только 13% тех, кто сегодня не занят бизнесом, считают, что в их регионе создаются условия для его ведения.
По конкурентоспособности российская экономика уступает многим развивающимся странам, имеющим преимущества по издержкам (соотношение цена/качество). Наш инновационный потенциал сегодня невысок, а темпы роста производительности несущественны — всего лишь 2,5% в минувшем году. И это снижает привлекательность отечественной экономики для внутреннего и внешнего инвестора.
Наконец, «длинные деньги», вернее, их отсутствие. Получить долговременный кредит под приемлемые проценты почти невозможно. А как тогда создавать нужные экономике новые предприятия с длинным циклом окупаемости инвестиций?.. Нужно добавить к этому регулярные новации в налогообложении и столь же регулярные перемены в других формах государственного регулирования предпринимательской деятельности. Все это повышает риск инвестиционных операций и резко снижает желание бизнеса идти на долгосрочные инвестиции.
Итог очевиден: наш реальный сектор экономики и инфраструктура все сильнее задыхаются от нехватки инвестиций. Оценки и прогнозы экспертов, производственников-практиков, аналитических центров сходны: нужно соединить усилия государства и бизнеса и создать условия для прихода средств в российскую экономику. Понимание этого есть и в коридорах власти, и в среде предпринимателей.
— Что надо делать? Где та дорога, которая ведет к инвестициям?
— За последние семь лет 163 страны мира провели реформы, ликвидировали ненужные бюрократические рогатки, усовершенствовали законодательство — словом, создали более привлекательные условия для занятия предпринимательством и для инвестирования. Нам надо сделать то же самое, но быстрее. Именно на это, в частности, направлены разработанные, принятые и принимаемые «дорожные карты», реализация которых буквально по пунктам должна организовать работу по ликвидации барьеров. Вот, чтобы было понятнее, пример: в 43 городах России было проведено в прошлом году исследование ситуации в жилищном строительстве. Оказалось, для получения разрешения на строительство и в ходе самого строительства стандартного двухсотквартирного дома у нас нужно пройти примерно 98 процедур, на которые нужно потратить 946 дней и заплатить более 20 млн рублей. При этом только треть процедур — федерального уровня, хотя и тут есть что менять. А остальные — как правило, лишние — процедуры разработаны местными властями. Вот эти и другие барьеры должна снять дорожная карта по строительству. На других направлениях работают, естественно, другие дорожные карты.
— Но не может ли случиться так, что дорожные карты будут выполняться формально: по принципу «главное — отчитаться»?
— Не хотелось бы даже думать о возможности этого. Провал дорожных карт опасен для будущего страны, мы проиграем конкурентам со всеми вытекающими из этого последствиями. Красивые, но пустые отчеты не помогут ни быстрее дом построить, ни создать условия для инвестиций, ни улучшить социальную ситуацию в стране. Впрочем, на самообмане далеко не уедешь, он быстро вскроется и станет понятен всем. Так что давайте рассчитывать на лучшее.
— Приживется ли у нас такой инструмент как государственно-частное партнерство?
— В России государственно-частное партнерство (ГЧП) только начинает развиваться, проекты ГЧП уже есть, но результаты могли бы быть куда более впечатляющими, если бы были созданы соответствующие правовые условия. В Госдуме РФ, правда, уже находится проект Федерального закона № 238827–6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации»; главное, чтобы он был, наконец, принят.
Соединение усилий бизнеса и государства там, где в одиночку решить проблему трудно, — это хороший выход. ГЧП особенно выгодно при решении сложных и дорогих инфраструктурных проектов. Практика государственно-частного партнерства хорошо зарекомендовала себя во многих странах; там таким образом развили дорожную систему, построили промышленные предприятия и другие объекты.
Государственно-частное партнерство обеспечивает не только приток инвестиций в социально значимые проекты, но и повышает их эффективность. Это понятно: бизнес по своей природе прагматичен, стремится эффективно использовать деньги, принимать рациональные управленческие решения. Усиливается конкуренции, снижается коррупционная составляющая. Словом, мы, система ТПП страны, за ГЧП. Более того: мы являемся соорганизаторами первой российской недели ГЧП — международного форума участников государственно-частных партнерств, который пройдет в конце ноября.
Палата поддерживает и упомянутый законопроект, но считает, что он должен быть доработан по некоторым направления. Так, инструмент ГЧП может решить проблему плохой инфраструктурной обеспеченности, то есть создать условия для привлечения инвестиций, но сам он не лишен рисков. Поэтому обязательно нужен акцент на обеспечении открытости проектов, прозрачности проведения конкурсов и оценки результатов проектов.
— Система ТПП РФ — самое крупное добровольное объединение бизнеса в России, прежде всего малого и среднего. Вы призваны отстаивать интересы предпринимательства, следовательно, вас должна интересовать и тема инвестиций…
— Она нас не просто интересует; работу по созданию в стране условий для инвестиционной деятельности мы считаем сегодня одной из важнейших наших задач. Мы активно участвуем в совершенствовании законодательного обеспечения инвестиционной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях. За прошедший год нашими экспертами были подготовлены предложения по совершенствованию деятельности особых экономических зон, региональных инвестиционных фондов, механизмов ГЧП и его регулирования; доступности банковского кредитования для инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса, деятельности региональных инвестиционных фондов. Благодаря высокому качеству проработки вопросов и налаженному взаимодействию с федеральными и региональными органами власти позиция ТПП РФ по инвестиционной тематике внимательно изучается и, как правило, учитывается.
Мы организовали информационно-методическую помощь предпринимателям в инвестиционной сфере, продвигаем регионы на инвестиционные рынки и так далее. Недавно на базе системы ТПП создали и развиваем инвестопроводящую инфраструктуру. В идеале она станет целостной системой содействия привлечению и реализации инвестиций в регионы России: ТПП РФ, территориальная палата¸ власть региона подписывают «тройственное соглашение», и работа продолжается все время: от поиска и доводки проектов, привлечения инвестора до его сопровождения и содействия ему вплоть до реализации самого проекта.
Ряд проектов уже доведен до инвестиционной стадии. Перечислю несколько из самых первых. Это модернизация и расширение производственно-строительной базы завода металлических конструкций в Воронежской области; глубокая переработка угля в жидкие синтетические углеводороды (Кемеровская область); строительство первого на Дальнем Востоке (в Приморском крае) крупного экспортного зернового терминала, который обеспечит решение логистических задач для поставок продукции сельского хозяйства, в том числе и на зарубежные рынки; строительству крупного перинатального центра в Сахалинской области.
Но найти проект, доработать его — это только часть нашей работы (совсем не простая, кстати; все поначалу утверждают, что у них проектов — множество и на любой вкус, а при анализе выходит, что только единицы из десятков и сотен проектов действительно обоснованы настолько, что их можно доводить, что называется, до кондиции; все остальные в основном на уровне прекраснодушных мечтаний).
Мы хотим в итоге эффективно задействовать для привлечения инвестиций всю систему ТПП (а у нас в стране 174 территориальные палаты) и ее партнеров внутри и за пределами России. Именно с этой целью нами подготовлен регламент работы системы ТПП по поиску, отбору, оценке и продвижению инвестиционных проектов; сегодня проходит его апробация в ряде региональных палат. Разрабатываем регламент содействия в поиске инвестпроектов и площадок по запросам иностранных инвесторов. К этому делу намерены привлечь наших региональных представителей за рубежом, работающие при Палате деловые советы с зарубежными странами, партнерские организации в других государствах.
Словом, в этом деле на недостаток идей нам жаловаться не приходится.
— В бизнес-саммите принимает участие уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов. От чего нужно сегодня защищать предпринимателей и что надо сделать для того, чтобы бизнес был прозрачным?
— ТПП России, представляя интересы широкого круга предпринимательского сообщества, уделяет особое внимание взаимодействию с институтом Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации. Мы взяли на себя ту часть работы, которая связана с защитой малого и среднего бизнеса.
Для организации этой работы в ТПП РФ создан департамент по защите малого и среднего бизнеса, призванный обеспечивать эффективную деятельность общественного уполномоченного и оперативно рассматривать и готовить решения по тем обращениям, которые поступают в систему Торгово-промышленных палат России.
По итогам совместной работы можно сказать, что обеспокоенность предпринимателей в большинстве обращений вызывают несовершенство законодательной базы, имущественно — земельные отношения, в том числе аренды государственного и муниципального имущества.
Например, вопрос размещения нестационарных торговых объектов первоначально обеспокоил предпринимателей г. Москвы. Однако в настоящее время нами рассмотрены аналогичные обращения из Кировской и Саратовской областей, Ханты-Мансийского автономного округа.
В 2008 году произошел рейдерский захват принадлежащего заявителю склада нефтепродуктов. Обращение в адрес Генерального прокурора РФ позволило снять ряд проблемных вопросов (отменено решение об отказе в возбуждении уголовного дела, отменено решение о приостановлении исполнительного производства по исполнительным листам, выданным в пользу заявителя). Разбирательства по делу остается на контроле.
Вместе с тем, по ряду поступивших на рассмотрение обращений принять меры реагирования в силу действующего законодательства невозможно.
В подобных ситуациях региональным и муниципальным органам власти мы рекомендуем выступить участниками переговорного процесса в рамках реализации своих полномочий по созданию благоприятных условий для развития бизнеса в соответствии с Федеральным Законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Решение предпринимательских проблем возможно только при тесном сотрудничестве бизнеса и власти. Совместная работа Уполномоченного и ТПП РФ — хороший пример такого сотрудничества.
Корр. Елена Жаркова