Константин Бабкин: Об экономических аспектах новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации

2 июля 2021 года Президент РФ Владимир Путин подписал новую Стратегию национальной безопасности. Документ является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

В области экономических вопросов заслуживает внимания тезис о том, что «переход от экспорта первичных сырьевых ресурсов и сельскохозяйственной продукции к их глубокой переработке, развитие существующих и создание новых высокотехнологичных производств и рынков наряду с технологическим обновлением базовых секторов экономики, использованием низкоуглеродных технологий приведут к изменению структуры российской экономики, повышению ее конкурентоспособности и устойчивости».

Опираясь на это утверждение, было бы логичным, на наш взгляд, требовать повышения экспортных пошлин на углеводороды, металл, необработанную древесину, и в то же время налоговых послаблений для перерабатывающих отраслей экономики.

Об угрозе сохранения экспортно-сырьевой модели развития экономики говорилось и в предыдущей, 2015 года, стратегии. Однако на практике сырьевые компании по-прежнему вывозили необработанную продукцию за рубеж, а ее остатки продавали в России по ценам выше мировых.

Остается острой и проблема создания единой государственной системы управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью.

В принятой Стратегии отмечается, что единой системы управления наукой в в стране нет. Например, до сих пор на бумаге и в теории существуют 15 НИИ, занимающихся вопросами механизации сельского хозяйства. Реально действующих из них нет ни одного. Научную деятельность никто не координирует. А ведь создать современную промышленность без науки невозможно. Вероятно, по мнению авторов стратегии, реформа Российской Академии наук не дала результата и не очень заметно приблизила страну к решению стратегических задач.

Одной из важнейших задач Стратегии является увеличение реальных доходов населения, сокращение числа малообеспеченных граждан, снижение уровня неравенства граждан в зависимости от их доходов. Добиться этого можно, с одной стороны, развивая экономику, с другой, правильно регулируя распределение благ, в том числе и за счет мер налогового характера.

Еще одним направлением достижения целей Стратегии является денежно-кредитная политика, суть которой сводится к «сохранению макроэкономической устойчивости, поддержанию инфляции на стабильно низком уровне, обеспечению устойчивости рубля и сбалансированности бюджетной системы».

На наш взгляд, в новой Стратегии подходы к денежно-кредитной политике стали более размытыми. Так, если в предыдущей редакции утверждалось, что «задачей ДКП является снижение банковских ставок, доступности кредитования за счёт «длинных» денег, возврат российского капитала и сокращение его вывоза за рубеж»…, а «Деятельность Центрального банка Российской Федерации как участника стратегического планирования осуществляется в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов», то в новой – только про инфляцию, стабильность и про умеренное кредитование.. При этом утверждается, что самостоятельной финансово-банковской системы нет. Она, действительно, зависит от доллара, от системы SWIFT, и крайне чувствительна к санкционному давлению. Мер по преодоления этой зависимости в стратегии, однако, не обозначено.

Стратегия не лишена внутренних противоречий: с одной стороны декларируется цель строительства современной, сильной и самодостаточной экономики, а с другой – руководство Центробанка странным образом освобождается от этой задачи.

Документ должен заставить нас всерьез задуматься о важнейших вещах, определяющих нашу экономическую политику, способствовать продолжению дискуссии о путях развития страны.

Источник: www.gosrf.ru