Необходимо поддерживать региональные банки как территориальные финансовые институты развития именно малого и микробизнеса

Торгово-промышленная палата Российской Федерации приняла участие в обсуждении подготовленного Банком России проекта Приоритетных направлений повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2022–2024 годов. Позицию ТПП РФ комментирует Елена Дыбова, вице-президент Палаты.

«Текущее состояние экономики требует изменения подходов к поддержке небольших региональных банков как со стороны региональных, так и федеральных органов исполнительной власти. Региональные банки серьезно заинтересованы в развитии своего регионального бизнеса, и в отличие от банков из категории ТОП-20, несмотря на всеобщую цифровизацию, знают всех своих клиентов, что называется, в лицо.

Однако, слабая ресурсная база, состоящая, как правило, из вкладов физических лиц, с соответствующей им дорогой процентной ставкой, не позволяет небольшим региональным банкам удешевлять свои ресурсы, делать их более доступными для малого бизнеса. Отсутствие специальных программ фондирования, а также доступа к финансовым ресурсам государственных и прочих крупных квазигосударственных клиентов (имеющих значительные остатки на своих расчётных счетах) не дает возможности полноценно кредитовать малый бизнес.

Вместе с тем стоит отметить, что региональные банки не только не сокращают свою филиальную сеть в отличие от своих федеральных коллег, а наоборот, расширяют ее, пытаясь в буквальном смысле дотянуться до каждого клиента.

Многие региональные банки, проанализировав ситуацию и изменения в экономике, связанные с пандемией, перестроили свое обслуживание, изменили подходы. Не понаслышке зная потребности бизнеса, у региональных банков есть возможность создавать для него оптимальные клиентские программы. Это и показал прошедший летом текущего года конкурс «Лучшая банковская программа для МСП», в ходе которого было организовано прямое голосование предпринимателей со всей страны за лучшие банковские программы поддержки малого бизнеса. Голосование продемонстрировало, что именно продуктовые решения региональных банков – самые выгодные и удобные для малого бизнеса. Поэтому мы должны и дальше создать все условия для обеспечения доступа к источникам финансирования для малого бизнеса, в каком бы регионе он не находился».