Сергей Саминский: ТПП РФ считает, что гарантией надлежащего выполнения договорных обязательств охранным предприятием перед заказчиком охранных услуг должны быть его опыт и компетентность

Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, президент СРО Ассоциация «Школа без опасности», председатель Совета Союза организаций, осуществляющих охрану социальных объектов столицы, Сергей Саминский прокомментировал письмо, направленное Президентом Торгово-промышленной палаты России Сергеем Катыриным министру финансов Российской Федерации Антону Силуанову.

Суть проблемы, обозначенной в письме, заключается в том, что разрабатываемое в настоящее время Минфином России Положение «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Положение), устанавливает ряд важных норм.

Пунктом 13 Приложения №1 к Положению при осуществлении закупок охранных услуг для объектов образовательных и научных организаций установлена следующая значимость критериев оценки: стоимостных (цена контракта) - 40 процентов, а нестоимостных (квалификация участников закупки) - 60 процентов.

При этом пунктом 2 Приложения №1 к Положению установлено общее требование по критериям оценки при закупке охранных услуг безотносительно типа объекта охраны, где значимость критериев оценки другая, а именно: цена контракта – 60 процентов, квалификация участника закупки – 40 процентов.

Указанное общее требование по соотношению критериев оценки в виде «60% цена / 40% квалификация» приводит к девальвации конкурентной процедуры в форме конкурса, фактически превращая ее в аукцион, где побеждает участник закупки, предложивший за свои услуги минимальную цену, а не участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Условно это означает, что победителем будет признан «лучший из худших», а не «лучший среди всех».

Таким образом, созданы условия для существенного повышения риска получения преимущества участниками торгов, предлагающими необоснованное снижение начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК). При этом существующие антидемпинговые меры на практике не работают. Это  приводит к тому, что победитель не в состоянии обеспечить выполнение договорных обязательств в полном объеме и ищет пути извлечения прибыли за счет привлечения в нарушение законодательства неаттестованных работников, заработная платы которым устанавливается ниже величины МРОТ, а также уклонения от уплаты налогов и иных обязательных отчислений, нарушения трудового законодательства.

Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 15.02.2021 № 45 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг» (далее - Приказ) установлен порядок расчета НМЦК, в структуре которой обоснованная заработная плата, обязательные отчисления и налоги в бюджет составляют 83% стоимости, а оставшиеся 17% - косвенная расходная часть и прибыль. То есть максимальное снижение НМЦК, при котором исполнитель охранных услуг сможет работать без нарушения законов и не получая прибыли, составляет 17%. Но по результатам мониторинга закупок охранных услуг выявлено, что в большинстве общих случаев снижение НМЦК достигает 30 и более процентов, тогда как по закупкам образовательных организаций редко превышает 5-10%.

Законом от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» охранным организациям предоставлено право оказывать услуги в таких значимых сферах, как защита жизни и здоровья граждан, обеспечение пропускного и внутриобъектового режима на объектах, в том числе в местах массового пребывания людей.

Указанная специфика делает для заказчиков охранных услуг приоритетным вопрос отбора поставщика охранных услуг и его компетенций, которые выступают гарантией надлежащего выполнения договорных обязательств. В вопросах обеспечения безопасности критически важно находить баланс между ценой контракта и качественными характеристиками закупаемых услуг.

Например, учитывая общественно-социальную значимость вопросов обеспечения безопасности образовательных организаций, правоприменитель закрепил отдельный порядок оценки заявок для таких закупок (Постановление Правительства РФ от 20.03.2020 №309), в котором установлено соотношение критериев оценки (цена контракта) 40 процентов, а нестоимостных критериев (квалификация участников закупки) 60 процентов.

Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин, опираясь на успешный опыт, реализованный при  осуществлении закупок охранных услуг образовательными организациями, на которых невозможно выиграть конкурс с необоснованно большим снижением НМЦК, предложил министру финансов Российской Федерации Антону Силуанову рассмотреть вопрос об изменении п. 13 Приложения №1 к Положению и при проведении закупок охранных услуг установить значимость критериев оценки: цена контракта – 40 процентов, квалификация участника закупки – 60 процентов независимо от типа охраняемого объекта.

Сергей Саминский считает, что предлагаемые изменения будут способствовать не только установлению здоровой конкуренции на рынке охранных услуг, но и служить гарантией приобретения заказчиком охранных услуг предсказуемо высокого качества.