Директор Департамента регионального развития ТПП РФ Илья Зубков: О бизнес-миссиях системы ТПП РФ

Многолетний и успешный опыт работы торгово-промышленных палат по организации и проведению деловых миссий говорит об актуальности этого направления. Важно понимать суть явления: бизнес-миссия — это коллективное участие представителей предприятий и организаций в деловой поездке. Конечно, любое предприятие сегодня в состоянии совершить самостоятельный выезд в интересующий его регион или страну, но интерес к бизнес-миссиям не снижается.
Торгово-экономические миссии, деловые миссии, бизнес-миссии — это все об одном – мероприятия, направленные на установление и развитие торгово-экономических и научно-технических связей между предпринимателями различных регионов России и зарубежных стран.
Принято считать, что бизнес-миссии являются частью делового туризма, в рамках которого реализуется несколько направлений деятельности: это посещение и участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; посещение компаний с целью установления деловых контактов; взаимодействие с органами власти. Популярность проведения бизнес-миссий связана с потребностью продвижения на внешние рынки высокотехнологичной, инновационной и иной продукции и услуг.
Бизнес-миссии являются одним из эффективных современных инструментов маркетинга, который позволяет предпринимателям в короткие сроки решить целый комплекс задач: провести деловые переговоры с руководителями компаний интересующих сфер деятельности, заключить контракты на поставки/снабжение продукции, установить новые каналы сбыта/снабжения, определить наиболее перспективных деловых партнеров, организовать презентации продукции, представить свои бренды и многое другое. Это, безусловно, говорит о том, что деловые миссии – один из ключевых атрибутов промышленного туризма.
Надо сказать, что масштабный охват системы ТПП в РФ (178 региональных и муниципальных ТПП, зарубежные представительства ТПП РФ в 40 странах, 76 деловых совета) позволяет проводить анализ эффективности бизнес-миссий, а также готовить качественное мероприятие. Например, при организации выездной миссии наши загранпредставительства осуществляют консультирование по вопросам целесообразности выезда делегации в ту или иную страну, занимаются решением практических и технических вопросов, организацией эффективных коммуникаций, содействуют в организации перевода на иностранный язык по заказу организаторов.
На сегодняшний день значительное число региональных и муниципальных ТПП осуществляют деятельность по организации и проведению деловых миссий. Отмечу, что некоторые палаты ведут эту работу уже более 20 лет, фактически с момента своего основания. И это происходит не случайно, ведь мы рассматриваем данное направление как один из приоритетных видов деятельности торгово-промышленных палат, который активно способствует эффективному продвижению продукции и услуг, привлечению инвестиций, развитию предпринимательства и экономического потенциала регионов.
В чем же успех бизнес-миссий ТПП? Во-первых, палата решает все организационные вопросы. То есть человек (участник бизнес-миссии) не должен задумываться о проживании, где покушать, как добраться до места встречи — он просто работает в удобном для себя режиме и получает дополнительные бонусы.
Во-вторых, программа поездки с ТПП всегда составлена таким образом, чтобы предприниматели могли принять участие в максимальном количестве встреч и переговоров в форматах B2B и B2G, то есть не только найти потенциальных деловых партнёров, но и получить полезные контакты в органах власти конкретной территории. 
Кроме того, находясь в совместной поездке, представители разных отраслей знакомятся, находят общие интересы, договариваются о совместных проектах.
Это иллюзия, что за два дня вы, пребывая в «самостоятельном плавании», можете получить доступ на все интересующие предприятия. А делегацию Торгово-промышленной палаты примут всюду, потому что там, в территории, встречи готовят наши коллеги из системы палат. Поэтому такие делегации ждут и разговаривают с ними как с официальными представителями.
Отмечу, что в ряде регионов работают целевые программы развития малого и среднего бизнеса, включающие в себя, в том числе, порядок предоставление субсидий на возмещение затрат по участию в бизнес-миссиях.  Из бюджетных средств компенсируются расходы на услуги переводчиков, аренду помещений для встреч и переговоров, трансферы, техническое обеспечение встреч. 
Несомненно, пандемией были продиктованы новые «правила игры» для бизнеса. С целью поддержки региональных предпринимателей и налаживания, в том числе, международных связей федеральной Палатой были разработаны и внедрены алгоритмы проведения цифровых бизнес-миссий и онлайн выставок, что позволило региональным и муниципальным ТПП освоить новый для себя формат проведения мероприятий и не только сохранить, но и развивать торговую и внешнеэкономическую деятельность предприятий – членов системы ТПП.
Так, на основе предложенной торгово-промышленным палатам Концепции проведения цифровых бизнес-миссий в 2020 году региональными и муниципальными палатами было реализовано: международных проектов (бизнес-миссии за рубеж) – более 20-ти, межрегиональных проектов – более 50-ти. Сегодня эта цифра значительно выше. 
Однако, утверждение о вытеснении традиционных офлайн-мероприятий и переходе их в онлайн формат весьма преждевременно. Каждый из форматов имеет свои принципиально сильные и слабые стороны,  при грамотном  использовании  которых  появляются  новые долгосрочные тренды и  методы проведения бизнес-миссий. Эта единодушная позиция конгрессно-выставочного и отраслевого сообщества, подтвержденная мнением ведущих европейских экспертов выставочного бизнеса.

 
Источник: www.gosrf.ru