Елена Дыбова: отчетность по страховым взносам для МСП нуждается в оптимизации

Проблема высокой административной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства по предоставлению отчетности не нова и количество отчетных форм, несмотря на все меры со стороны государства, последовательно увеличивается. Эту ситуацию надо менять, убеждена вице-президент Торгово-промышленной палаты России Елена Дыбова.

В настоящее время заполнение большинства отчетных форм для индивидуальных предпринимателей и микропредприятий отнимает много времени, бизнес несет дополнительные издержки на содержание соответствующих сотрудников по бухгалтерскому и кадровому учету. Если предприниматель пытается оптимизировать лишние расходы и берет на себя функцию по заполнению и представлению отчетности самостоятельно, то он достаточно часто допускает ошибки, что влечет за собой значительные штрафы.

Правительство страны разделяет озабоченность бизнеса и заинтересованность в скорейшей технологичной оптимизации всей отчетности. 4 февраля на базе ТПП РФ прошло обсуждение предлагаемых предпринимательским сообществом инициатив по сокращению и упрощению отчетных форм, участие в котором приняли представители всех профильных ведомств: Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации.

Проведению обсуждения предшествовал опрос предпринимательского сообщества, проведенный ТПП РФ в декабре 2021 – январе 2022 годов. По мнению бизнеса, наиболее трудозатратными по подготовке и сдаче отчетности являются формы по страховым взносам: СЗВ-М, СЗВ-ТД, РСВ, 4-ФСС. Большинство сведений, указываемых работодателями в данных формах, дублируется и перекликается по ведомствам. Так, например, наиболее «проблемной» формой предприниматели называют СЗВ-М, представляемую в Пенсионный фонд России. За ее отмену выступили 97% респондентов ввиду того, что сведения, указываемые в ней просты, но полностью дублируются в формах «Расчет страховых взносов» (направляется в ФНС России) и СЗВ-Стаж (направляется в ПФР); отчитываться необходимо ежемесячно независимо от наличия кадрового движения в организации. Кроме того, за непредставление сведений или упущение срока их представления на работодателя накладывается штраф из расчета 500 рублей на каждого работника, что, с точки зрения бизнеса, является излишней и непомерной нагрузкой.

Мы в ТПП РФ считаем, что базовыми этапами оптимизации отчетности могли бы стать

упрощение содержания отчетных форм; сокращение периодичности предоставления и многообразия отчетных форм; создание единой точки входа для бизнеса – «одного окна» для представления всей отчетности и объединение ежемесячных, квартальных и годовых отчетов для МСП в один сводный отчет.

А основной задачей должно стать формирование единой отчетной формы по всем страховым взносам. Её администрирование может осуществлять Федеральная налоговая служба. Подобная отчетная форма может включать в себя все необходимые сведения из действующих форм СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД, ДСВ-3, которые могут быть получены ответственными ведомствами от ФНС России в цифровом виде. Это позволит кардинально снизить административную нагрузку и избыточный документооборот субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Источник: kapital-rus.ru