Вице-президент ТПП — о мерах поддержки предпринимателей
На фоне санкций в России объявили о новой амнистии капитала. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, можно будет задекларировать в том числе наличные и деривативы. На заседании он также рассказал о новых мерах поддержки предпринимателей. IT-компании освободят от налога на прибыль, а их сотрудники получат отсрочку от призыва. Кроме того, вводится мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. Насколько эффективны новые меры? Об этом “Ъ FM” рассказала вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова.
— Насколько актуальны и востребованы меры, о которых объявил премьер-министр?
— Главное, что правительство начало их озвучивать. Мы абсолютно уверены, что это только первый шаг, что на самом деле мер поддержки бизнеса будет гораздо больше, и они будут затрагивать гораздо больше отраслей, практически каждого предпринимателя. Важно, что сейчас правительство начинает формулировать то, что необходимо бизнесу. Конечно, предлагаемые инструменты затрагивают не всех.
Мы рассчитывали и рассчитываем на то, что будут отменены не только плановые проверки, но и внеплановые, которых в последнее время стало очень много. Начало поддержки — это очень важный этап, потому что сейчас нужно успокоиться и не паниковать. Необходимо в спокойном режиме говорить: да, сложно, да, тяжело, но поддержка будет, мы введем разные меры, и они затронут практически каждого. Вот это сейчас самый важный посыл.
— Какая еще помощь была бы востребованной?
— Давайте рассматривать несколько этапов. Сейчас началась острая фаза, каждый день мы получаем какие-то серьезные известия, вводятся санкции. На первом этапе нужно решить сверхсрочные вопросы, все, что связано с финансами, кредитами, валютными процессами, выручкой. Когда так резко меняется ставка, и бизнес, особенно тот, который имеет кредиты — а это значительная часть наших предпринимателей — оказываются в ситуации жесткого удара по экономической жизни, проблемы затрагивают каждого.
Главный шаг — ответить на острые вопросы и успокоить, что будет реструктуризация, будут ставки субсидироваться, что можно будет договориться с банками, не нанося ущерб бизнесу и не увольняя людей.
Второй этап — это фаза определенного баланса, когда будет понятно, чем все закончится. Нужно будет остановиться, осмотреться и понять, как в этой ситуации строить бизнес дальше. Я думаю, что в этот момент будет очень много конкретных предложений, которые нужны будут предпринимателям. Самое сложное — пережить первую волну, привести все в более-менее вменяемое состояние и дать сигнал, что не надо думать, что все банкроты, ситуация будет нормализоваться: будут субсидии, рассрочки.
— Премьер-министр заявил о новом этапе амнистии, в рамках которого можно будет задекларировать и наличные средства. Нет ли риска, что эта амнистия пойдет не по плану?
— Это будет во многом зависеть от того, как будет складываться ситуация, какие будут посылы для всех. Конечно, бизнес очень чутко реагирует на складывающуюся обстановку, поэтому заявления об амнистии — это начало следующей работы. Понятно, что сейчас нужно срочно сориентироваться, но я думаю, что для успешного результата нужны дополнительные данные, разъяснения, чтобы решение было воспринято бизнесом положительно.
Беседовал Олег Булгак