Илья Зубков: Уход иностранных компаний изменил потребительские привычки

Жесткий санкционный формат и уход из России многих западных компаний заметно повлиял на потребительский рынок. Однако, считает директор Департамента регионального развития ТПП РФ Илья Зубков, отечественный бизнес найдет выход из создавшегося положения и сформирует новую сервисную среду для потребителей.

Ничего в жизни не бывает однозначно плохим или однозначно хорошим. Любое событие приводит к множеству изменений, они просто случаются с нами как факт. А дальше все зависит от нас – эмоционально устояли, нашли себя в этих изменениях, изучили новое, поняли глобальные тенденции – и событие выглядит позитивным. Если изменения для нас принесли много проблем и сложностей, то видим ситуацию в негативном свете.

Каждый день ТПП РФ находится на связи с предпринимателями, руководителями региональных палат, экспертами, обсуждает как меняется бизнес в современных условиях, как меняется потребитель. Ведь даже незначительные вещи, на которые мы не обращаем внимания, в корне меняют наше поведение.

Например, мы снова достали кошельки, хотя казалось, этот предмет полностью нас покинул. Или чеки и тетропаки – ни одно обсуждение вопросов вторичного сырья не обходилось без того, чтобы эти предметы не упоминали. А тут такой «подарок» – ни поставок тетропака, ни поставок термобумаги. Чеки делают из термобумаги, в которой содержится опасное вещество «Бисфенол А». Но как обойтись без чеков в магазинах? Теперь же мы видим, что ритейл спокойно перешел на электронные чеки, бумажный вариант нужен единичным покупателям. Тетропак состоит из 3 слоев полиэтилена, между которыми слои фольги и картона. В итоге перерабатывать его сложно. В публичном поле заговорили о бидонах и стеклотаре. В Ленинградской области выпустили бумагу экологически чистого производства – не отбеленную. Как тут не вспомнить пословицу: не было бы счастья, да несчастье помогло.

Конечно, есть и сложности – так уже поступают предложения к федеральному правительству с просьбой отсрочить требования по экологическому законодательству. Ритейлеры, которые строили объекты по стандартам целей устойчивого развития, могут не получить тех возвратных инвестиций на которые они рассчитывали.

Но наша задача – не потерять внутренние ориентиры. Сохранение природы, снижение скорости глобального потепления – это, прежде всего, минимизация рисков самого предпринимателя. Любые природные катаклизмы (пожары, наводнения, засухи, резкие изменения температуры) создают новую турбулентность для ведения бизнеса. А нам с вами хватает экономических кризисов.

 
Уверен, нас ждет много приятных сюрпризов и предпринимательских открытий в этом году, и кто знает, может, к новому году у нас новых привычек будет больше, чем старых.
Источник: kapital-rus.ru