Уход из всех сфер российского рынка большого числа иностранных поставщиков в купе с агрессивной санкционной риторикой делают непредсказуемой ситуацию с доступностью для отечественных сельхозпроизводителей импортных средств защиты растений. О том, что нужно делать для сохранения урожая и обеспечения продовольственной безопасности, Агентство плодородия поговорило с председателем Комитета по развитию агропромышленного комплекса ТПП России Петром Чекмаревым.
— Петр Александрович, как бы Вы оценили ситуацию с доступностью для российского сельского хозяйства удобрений и средств защиты растений?
— Учитывая тот факт, что современное растениеводство в нашей стране очень интенсивное, оно всецело зависит от применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений.
На сегодня в Российской Федерации минеральных удобрений производится 26,3 млн тонн в действующих веществах, и с помощью государственной поддержки сельскохозяйственные товаропроизводители могут быть полностью ими обеспеченны.
Иная ситуация обстоит с производством химических средств защиты растений. Текущие производственные мощности по изготовлению препаратов позволяют полностью обеспечить потребность российских сельхозтоваропроизводителей в пестицидах. Но используемые при производстве вышеуказанных препаратов действующие вещества почти в полном объеме изготавливаются за пределами Российской Федерации.
— То есть наша страна не обеспечена собственным сырьем для изготовления средств защиты растений? Большая зависимость от импорта?
— Да. Ситуация очень сложная.
Объем отечественного рынка применения пестицидов составляет порядка 188 тыс. тонн и может достичь 200 тыс. тонн. За последние 5 лет рост рынка составил 47 % с показателя 2016 года в 128 тыс. тонн.
По оценкам специалистов, для производства пестицидов, обеспечивших потребность сельхозтоваропроизводителей используется около 50 тыс. тонн действующих веществ.
Исходя из таможенной статистики ежегодно в Россию ввозится боле 30 тыс. тонн действующих веществ, в том числе 76 % из Китая и 15 % из Европейского союза. Остальные 20 тыс. тонн действующих веществ были завезены на территорию РФ в составе готовой препаративной формы.
Таким образом получается, что защита отечественных посевов находится под угрозой.
— Насколько сложно импортазместить, как это принято сейчас говорить, действующие вещества?
— Сложность их создания в том, что эти молекулы получаются в результате широкого скриннинга, воздействия комбинаций молекул на патогенные болезнетворные формы широкого ассортимента сельскохозяйственной продукции. Разработка нового действующего вещества, устойчивой молекулы – крайне длительный, затратный, наукоёмкий процесс, требующий от производителей колоссальных долгосрочных инвестиций.
— В Советском Союзе эта задача же как-то решалась?
— В СССР существовала мощная химическая промышленность, но, в основном, она была ориентирована на производство удобрений и агрохимикатов. В 1968 году в Союзе было произведено порядка 240 тыс. тонн химических средств защиты растений в препаративной форме или порядка 135 тыс. тонн в действующем веществе. По объёмам производства пестицидов в СССР уступал только США, где в 1980 году было произведено 394 тыс. тонн (в действующем веществе). На территории СССР, в основном, производили особо опасные хлорорганические и фосфорорганические вещества. Но и тогда производимые объемы позволяли удовлетворить около 65% потребност. Остальные же объёмы пестицидов импортировали из таких стран, как Болгария, Венгрия, Югославия, США и др.
— Весь потенциал ушел в историю вместе с СССР?
— После 1991 года на территории России остались промышленные предприятия, оторванные от поставщиков первичных компонентов и сырья, кооперационные связи с различными странами были утрачены, финансовые возможности для приобретения сырья, оборудования и ноу-хау оказались исчерпанными. Применявшиеся индустриальные технологические процессы оказались затратными и устаревшими, энергетическая стоимость производства возросла многократно, спрос со стороны потребителей упал на порядок, производить пестициды в 90-х годах стало просто невыгодно.
— Насколько остро проблема сейчас?
— Сегодня, для обеспечения отечественных сельхозтоваропроизводителей пестицидами необходимо организовать наладить производство 15-20 важнейших действующих веществ с перспективой дальнейшего расширения этого перечня.
— Но для этого надо создавать научно-производственную базу?
— В нашей стране есть предприятия, которые успешно занимаются разработкой технологии получения действующих веществ. Например, АО «Щелково Агрохим». За последние годы на площадке в Щелково запущены производства нескольких действующих веществ.
Однако таких темпов в сложившейся ситуации недостаточно. Необходимо разработать государственную программу по развитию производства действующих вещества до 2030 г., заложив в неё меры государственной поддержки производителей отечественных действующих веществ и приобретение сельхозтоваропроизводителями препаратов на основе отечественных действующих веществ, кроме того, необходимо привлечь научные кадры, и раскрыть потенциал отечественных ученых.
— Возглавляемый Вами комитет ТПП готов инициировать такую работу?
— Мы уже ее ведем. В состав нашего комитета входят представители самых крупных и самых ответственных предприятий по производству удобрений и средств защиты растений. По этому вопросу уже состоялось несколько совещаний. Причем часть из них прошла еще до обострения агрессии со стороны Запада по отношению к нашей стране. Сейчас эту работу будем форсировать.
— Спасибо за эту беседу! Удачи в Вашем деле!
— Спасибо!