Вице-президент ТПП РФ Владимир Падалко: В нынешних условиях для российского бизнеса важно занять свою нишу на африканских рынках

Сегодня, когда работа на западных рынках значительно осложнилась вследствие антироссийских действий со стороны отдельных государств, перед отечественными экономоператорами закономерно встал вопрос о том, куда еще перенаправить потоки производимых товаров и услуг, кроме ЮВА и других азиатских стран (Китай, Вьетнам, Индонезия, Индия и т.д). И вот здесь наши устремления фокусируются, в первую очередь, на партнерскую Африку, где нас помнят и ценят еще с советских времен. Конечно, нынешняя ситуация кардинально изменилась, а само содержание российско-африканских торговых отношений требует широкой перенастройки.                      

По оценкам Совета ТПП РФ по ВЭД, африканский аспект во внешнеторговой доктрине России остается все еще малозаметен, а местный рынок определенно недооценен. Вместе с тем без преувеличения можно сказать, что потенциал африканского континента остается огромным и на нем все еще есть немало ниш и возможностей для россиян. В частности, за 15 лет ВВП Африки вырос в два с лишним раза и по итогам 2020 г. составил почти 2,4 трлн.долл. При этом из более, чем 1 млрд. жителей континента  600 млн.человек – это трудоспособная молодежь, которая жаждет работы и стабильного заработка. На этом основании эксперты полагают, что экономика Африки способна на столь же впечатляющий экономический рывок, какой совершила Юго-Восточная Азия во второй половине XX века.

Привлекательность континента для российских экспортеров существенно увеличивается и в связи с запуском в 2021 г. Африканской континентальной зоны свободной торговли, что, несомненно, привлекает иностранных инвесторов.                                                                              Что Россия имеет в Африке на сегодняшний день? По сырьевым и иным проектам в разных частях континента работают чуть более 20 компаний, которые вместе с отечественными поставщиками зерна, минеральных удобрений и нефтепродуктов ежегодно торгуют на общую сумму порядка 17 млрд. долларов.

Однако на этом фоне только предварительно заявляемые потребности стран Африканского союза в адрес России превышают сумму в   100 млрд.долл. Такая ситуация говорит лишь об одном – необходимо переосмысление нашей внешней торговой деятельности в Африке с масштабным вовлечением в этот процесс  российского среднего бизнеса и регионов. Следует заново пересмотреть всю линейку экспортного потенциала региональной экономики: транспортной отрасли, сельскохозяйственных машин и агрегатов, машиностроения и навигационного оборудования, горнодобывающего сектора, информационных технологий.                                  

Нашей стране есть, что предложить Африке. При этом не нужно забывать о высокой конкуренции, которую на континенте создают западные и азиатские  страны.  Для сравнения, товарооборот КНР с Африкой более чем в 10 раз выше, чем у нас. Поднебесная, являясь лидером в финансировании инфраструктурных проектов, через колоссальные инвестиции подбирает под себя морские порты, транспортные артерии, гидроэнергетику, перспективные месторождения редкоземельных металлов. Китай построил в Африке более    6 тыс.км железных и автодорог, почти 20 портов более 80 крупных энергетических объектов, более 130 медицинских объектов, 45 спортивных объектов и более 170 школ. Активно продвигаются Корея и Япония, которые представлены там не только сырьевыми компаниями, но и крупными промышленными конгломератами. Стараются поддерживать азиатские темпы Индия, Турция, Саудовская Аравия и ОАЭ.

Необоснованное отношение к Африке как к “континенту второго плана”, относительно поздний выход России на экономическое взаимодействие с африканским континентом, хаотичное общение и непонимание запроса со стороны африканских государств – все это факторы, ограничивающие развитие взаимовыгодного сотрудничества со странами Африки.

В этой связи для продвижения российских товаров необходимо создавать условия, которые были бы для наших экспортеров конкурентоспособными. Совершенно очевидно, что в системе финансирования африканских проектов отсутствует фонд прямых инвестиций с возможностью обеспечения кредитования и софинансирования торговых операций. В ближайшей перспективе нам нужно создавать свои независимые банковские институты, использовать механизмы компенсационной (встречной) торговли, а также переходить на взаиморасчеты в национальных валютах. Одновременно России необходимо переформатировать, а где-то и заново создать всю транспортно-логистическую цепочку движения товаров и услуг в сторону Африки и, наконец, возродить собственный торговый флот.

На решение этих и других первостепенных задач нацелена нынешняя деятельность системы российских торгово-промышленных палат, включая институты деловых советов по сотрудничеству с африканскими странами, партнерские объединения бизнеса, отраслевые промышленные союзы и ассоциации.

 

Справочно: Под эгидой ТПП РФ на африканском треке сейчас функционируют 8 деловых советов (Ангола, Египет, Зимбабве, Марокко, Нигерия, Тунис, Судан и ЮАР), а также зонтичная структура - Координационный комитет по экономическому сотрудничеству со странами Африки (АФРОКОМ). 

 

 

Источник: www.gosrf.ru