Сегодня, когда работа на западных рынках значительно осложнилась вследствие антироссийских действий со стороны отдельных государств, перед отечественными экономоператорами закономерно встал вопрос о том, куда еще перенаправить потоки производимых товаров и услуг, кроме ЮВА и других азиатских стран (Китай, Вьетнам, Индонезия, Индия и т.д). И вот здесь наши устремления фокусируются, в первую очередь, на партнерскую Африку, где нас помнят и ценят еще с советских времен. Конечно, нынешняя ситуация кардинально изменилась, а само содержание российско-африканских торговых отношений требует широкой перенастройки.
По оценкам Совета ТПП РФ по ВЭД, африканский аспект во внешнеторговой доктрине России остается все еще малозаметен, а местный рынок определенно недооценен. Вместе с тем без преувеличения можно сказать, что потенциал африканского континента остается огромным и на нем все еще есть немало ниш и возможностей для россиян. В частности, за 15 лет ВВП Африки вырос в два с лишним раза и по итогам 2020 г. составил почти 2,4 трлн.долл. При этом из более, чем 1 млрд. жителей континента 600 млн.человек – это трудоспособная молодежь, которая жаждет работы и стабильного заработка. На этом основании эксперты полагают, что экономика Африки способна на столь же впечатляющий экономический рывок, какой совершила Юго-Восточная Азия во второй половине XX века.
Привлекательность континента для российских экспортеров существенно увеличивается и в связи с запуском в 2021 г. Африканской континентальной зоны свободной торговли, что, несомненно, привлекает иностранных инвесторов. Что Россия имеет в Африке на сегодняшний день? По сырьевым и иным проектам в разных частях континента работают чуть более 20 компаний, которые вместе с отечественными поставщиками зерна, минеральных удобрений и нефтепродуктов ежегодно торгуют на общую сумму порядка 17 млрд. долларов.
Однако на этом фоне только предварительно заявляемые потребности стран Африканского союза в адрес России превышают сумму в 100 млрд.долл. Такая ситуация говорит лишь об одном – необходимо переосмысление нашей внешней торговой деятельности в Африке с масштабным вовлечением в этот процесс российского среднего бизнеса и регионов. Следует заново пересмотреть всю линейку экспортного потенциала региональной экономики: транспортной отрасли, сельскохозяйственных машин и агрегатов, машиностроения и навигационного оборудования, горнодобывающего сектора, информационных технологий.
Нашей стране есть, что предложить Африке. При этом не нужно забывать о высокой конкуренции, которую на континенте создают западные и азиатские страны. Для сравнения, товарооборот КНР с Африкой более чем в 10 раз выше, чем у нас. Поднебесная, являясь лидером в финансировании инфраструктурных проектов, через колоссальные инвестиции подбирает под себя морские порты, транспортные артерии, гидроэнергетику, перспективные месторождения редкоземельных металлов. Китай построил в Африке более 6 тыс.км железных и автодорог, почти 20 портов более 80 крупных энергетических объектов, более 130 медицинских объектов, 45 спортивных объектов и более 170 школ. Активно продвигаются Корея и Япония, которые представлены там не только сырьевыми компаниями, но и крупными промышленными конгломератами. Стараются поддерживать азиатские темпы Индия, Турция, Саудовская Аравия и ОАЭ.
Необоснованное отношение к Африке как к “континенту второго плана”, относительно поздний выход России на экономическое взаимодействие с африканским континентом, хаотичное общение и непонимание запроса со стороны африканских государств – все это факторы, ограничивающие развитие взаимовыгодного сотрудничества со странами Африки.
В этой связи для продвижения российских товаров необходимо создавать условия, которые были бы для наших экспортеров конкурентоспособными. Совершенно очевидно, что в системе финансирования африканских проектов отсутствует фонд прямых инвестиций с возможностью обеспечения кредитования и софинансирования торговых операций. В ближайшей перспективе нам нужно создавать свои независимые банковские институты, использовать механизмы компенсационной (встречной) торговли, а также переходить на взаиморасчеты в национальных валютах. Одновременно России необходимо переформатировать, а где-то и заново создать всю транспортно-логистическую цепочку движения товаров и услуг в сторону Африки и, наконец, возродить собственный торговый флот.
На решение этих и других первостепенных задач нацелена нынешняя деятельность системы российских торгово-промышленных палат, включая институты деловых советов по сотрудничеству с африканскими странами, партнерские объединения бизнеса, отраслевые промышленные союзы и ассоциации.
Справочно: Под эгидой ТПП РФ на африканском треке сейчас функционируют 8 деловых советов (Ангола, Египет, Зимбабве, Марокко, Нигерия, Тунис, Судан и ЮАР), а также зонтичная структура - Координационный комитет по экономическому сотрудничеству со странами Африки (АФРОКОМ).