Сергей Катырин: торговым отношениям России и Африки требуется перенастройка

Почему российскому бизнесу следует активно развивать сотрудничество с африканскими партнерами и какие направления относятся к числу наиболее перспективных? На эти и другие вопросы ФБА «Экономика сегодня» ответил президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин в преддверии XXV Петербургского международного экономического форума.

- Сегодня, когда работа на западных рынках значительно осложнилась из-за антироссийских санкций, перед отечественными экономоператорами закономерно встал вопрос о том, куда перенаправить потоки производимых товаров и услуг? Считаете ли Вы, Сергей Николаевич, что в нынешних условиях российскому бизнесу следует более активно осваивать африканское направление?  

 - Мы вошли в уникальный исторический период, когда появляются дополнительные возможности для российского бизнеса занять свою нишу на африканских рынках. Ведь потенциал африканского континента огромен. Африка динамично развивается. Сегодня почти все эти страны демонстрируют рост социально-экономических показателей. Также не стоит забывать, что нас с Африкой еще с советских времен связывают узы традиционно дружественных отношений. Конечно, с тех пор ситуация изменилась и российско-африканским торговым отношениям необходима перенастройка. Но знания и компетенции, которыми обладают российские компании, несомненно, будут являться их конкурентным преимуществом на африканских рынках. У нас с африканцами объективно общие интересы, есть опыт совместной работы, есть отношения, которые построены не просто на доверии, но и на понимании, что такое эффективное и взаимовыгодное сотрудничество.    

- После саммита в Сочи в 2019 году все силы были направлены на то, чтобы стимулировать экспорт в Африку. Накануне второго саммита Россия-Африка, запланированного на этот год, можно ли говорить о росте экспортных поставок в африканские страны?

- Несомненно, сочинский Саммит в 2019 году дал мощный импульс развитию наших торговых отношений, поднял их на качественно новый уровень. Период после этого мероприятия был наполнен активной совместной работой с африканцами. Несмотря на пандемию новой коронавирусной инфекции, удалось сохранить и даже нарастить динамику нашего экспорта. В прошлом году экспорт увеличился почти на 25% (на 2,9 млрд долларов США) и составил 14,7 млрд долларов США. При этом бóльшую долю (почти 35 %) в структуре российского экспорта в страны Африки заняли продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Наши производители намерены и в дальнейшем продавать в Африке другие востребованные товары: удобрения, продукты нефте- и деревопереработки, пластмассы, металлопрокат, отдельные виды машин и оборудования, автотехнику.

- Как вы можете прокомментировать высказывания по поводу возможного продовольственного кризиса в Африке из-за ситуации вокруг Украины?

- Несмотря на антироссийские санкции, введенные коллективным Западом, которые повлекли за собой логистические проблемы и затруднения при осуществлении расчетов по контрактам, отечественный бизнес в состоянии выполнить все контрактные обязательства по продовольственным поставкам и даже нарастить объемы торгово-экономического сотрудничества, используя механизмы, адаптированные к новым реалиям. 

- Многие африканские страны в последние годы не испытывают дефицита внимания со стороны западных стран, удельный вес которых в торговле с Африкой намного выше российского. Насколько, по Вашему мнению, российский бизнес готов, чтобы справиться с этой конкуренцией на африканских рынках в нынешних условиях?

 - Следует признать, что это непросто, потому что за 30 лет, когда мы оставили этот регион, он уже заполнился конкурентной средой, создаваемой западными и азиатскими  странами. Эта конкурентная среда интегрирована в африканскую жизнь, в африканское законодательство, и те условия, которые сегодня открываются для российского бизнеса, — они не совсем такие же, как для Запада. Кроме того, в нынешних условиях необходимо заново пересмотреть всю линейку экспортного потенциала российских производителей.  

Тем не менее, отечественные компании способны занять значительные ниши на перспективных рынках. Растущий и прогрессирующий рынок африканских стран нуждается в современных технологиях. Интересное направление, которое следует развивать в Африке, — это цифровизация сельского хозяйства, создание различных цифровых платформ, успешно применяемых в нашей стране. 

- Как заявляет большинство экономистов, сейчас для российских компаний, которые намерены работать в Африке, важно сформировать набор инструментов, позволяющий им уверенно развивать бизнес со странами континента. Разделяете ли Вы такую точку зрения и какова позиция Палаты по вопросу участия государства в этом процессе?

 - Действительно, сегодня мы подошли к тому рубежу, когда назрела необходимость интенсифицировать наше сотрудничество за счет создания новых, фундаментальных механизмов поддержки российского бизнеса в Африке. ТПП РФ уже подготовила и направила в Правительство РФ ряд предложений, которые должны серьезно помочь продвижению российского бизнеса на африканские рынки путем создания благоприятных условий для наших экспортеров.

Совершенно очевидно, что в системе финансирования африканских проектов отсутствует фонд прямых инвестиций с возможностью обеспечения кредитования и софинансирования торговых операций. В ближайшей перспективе нам нужно создавать свои независимые банковские институты, использовать механизмы компенсационной (встречной) торговли, а также переходить на взаиморасчеты в национальных валютах. Очень нужен торговый дом «Россия-Африка». Такая вспомогательная инфраструктура позволит выйти на качественно новый уровень сотрудничества с африканским континентом.

- В дополнение к панельной сессии БРИКС, которую Вы традиционно проводите на ПМЭФ на правах председателя российской части делового совета объединения, в этом году ТПП РФ выступает еще и в качестве соорганизатора российско-африканского бизнес-диалога.  Чем обусловлен такой выбор в пользу Африки?

- Начну с того, что в 2023 году председательство БРИКС перейдет к африканскому государству - ЮАР. Вообще, африканское направление всегда являлось одним из основных в международной деятельности ТПП РФ. При этом, несмотря на изменение геополитической ситуации в мире, интенсивность наших контактов с партнерами из национальных торговых палат не снизилась. Говоря о роли Палаты в развитии деловых связей с Африкой хотел бы отметить, что потенциал торгово-экономического сотрудничества с африканскими странами далеко не исчерпан. Сегодня важен более активный диалог между предпринимательскими кругами, в том числе на площадке функционирующих при ТПП двусторонних деловых советов (восемь действуют на африканском направлении), которые осуществляют плотное взаимодействие с Координационным комитетом по экономическому сотрудничеству со странами Африки (АФРОКОМ).

Полагаем, что основным проблемным моментом в развитии деловых связей является недостаток актуальной информации о рынках, потенциальных контрагентах, местном законодательстве и т.д. Со снятием ковидных ограничений в большинстве африканских стран рассчитываем на расширение очных контактов между бизнес-кругами “на полях” выставок и презентаций российских регионов в африканских странах (в мае этого года АФРОКОМ организовал презентацию Рязанской области в Уганде), а также в рамках бизнес-миссий (в текущем году при содействии ТПП состоялась поездка российских предпринимателей в Эфиопию и Джибути). 

В настоящее время в активную фазу переходит подготовка к проведению очередного, второго саммита Россия-Африка. Планируем принять участие в работе над деловой программой экономического форума, который пройдет “на полях” саммита. Ожидаем, что это знаковое мероприятие станет новой точкой отсчета для сотрудничества между нашей страной и африканскими партнерами.
 
Татьяна Ленская
Источник: rueconomics.ru