Среднее профессиональное образование: новые вызовы и решения

Система среднего профессионального образования (СПО) развивается взрывными темпами. И Торгово-промышленная палата России может играть в этой сфере важную роль, отметил председатель Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию Иван Лобанов.

По оценкам Банка России запросы отечественной экономики в результате санкционного давления будут смещаться от «белых воротничков» к «синим». Больше половины выпускников 9 классов сегодня выбирают СПО в противовес поступлению в вузы.

Вопросы развития СПО актуальны и для вузов, в составе которых есть структуры СПО. Например, в РЭУ им. Г.В. Плеханова в Москве действует 3 колледжа, где обучаются более 4800 студентов по 49 образовательным программам. Кроме этого, 4520 студентов обучаются в 8 филиалах университета по 9 специальностям СПО. В рамках Программы развития университета и нашего участия в проекте «Приоритет-2030» мы реализуем целый комплекс мероприятий, связанный с развитием СПО.

Активные процессы трансформации СПО начались 10 лет назад в связи с включением России в WorldSkills. Сегодня в связи с решением руководства WorldSkills International о временной приостановке членства WorldSkills Russia в указанных организациях стоит задача создать свою национальную систему развития квалификаций. Федеральный проект «Профессионалитет», реализация которого началась, во многом имеет потенциал развивать проекты WorldSkills в логике импортозамещения и ориентации на интересы отечественных работодателей. В его рамках стоит задача запуска новых образовательных программ, предусматривающих синхронизацию профкомпетенций с производственными операциями на рабочем месте при сокращении срока обучения. Федеральному проекту «Профессионалитет» только предстоит стать основой новой экосистемы СПО, для чего потребуется большая работа и перезагрузка всех ее элементов с участием представителей реального сектора. Представляется, что система ТПП может оказывать содействие этим процессам.

Система среднего профессионального образования активно участвует в обеспечении страны кадрами для цифровой экономики. Здесь направления развития СПО связаны с цифровой трансформацией самой системы, совершенствованием подготовки собственных IT-кадров и кадров для цифровой экономики по отраслям. СПО становится наравне с вузами и ДПО ключевым образовательным фактором обеспечения IT-сектора компетентными специалистами через реализацию не только длинных, но и коротких образовательных программ. В этом плане потенциал СПО еще не до конца оценен и востребован. Возможно, стоит подумать над проектом, аналогичным проекту «цифровых кафедр» в вузах, для студентов СПО. Но он уже должен реализовываться в более тесной связке с работодателями, отраслевыми и IT-компаниями. Учреждения СПО плотно интегрированы в регионы, поэтому их интеграция в цифровую экономику должна быть синхронизирована с региональными программами цифровой трансформации.

Еще один вектор развития СПО, где требуется активизация участия системы торгово-промышленных палат – это масштабирование предпринимательского образования. В колледжах должны быть созданы условия для обучения предпринимательству всех желающих. Тем более, что в марте этого года Правительством Российской Федерации было принято Постановление, в соответствии с которым молодые предприниматели в возрасте до 25 лет теперь могут получить грантовую поддержку на создание или развитие своих бизнес-проектов, при этом меры поддержки будут распространяться и на социальное предпринимательство, и на субъекты МСП. Думается, что студенты СПО, в том числе, могут быть потенциальными получателями таких грантов. Необходимо работать над тем, чтобы компании больше заходили в образовательные организации СПО с предложениями по предпринимательским проектам. Когда есть четкая задача от работодателя, обучающие проектные технологии работают иначе. И тут Торгово-промышленная палата тоже может оказывать содействие.

В целом, как можно видеть, система СПО сейчас претерпевает радикальную перезагрузку по многим ключевым направлениям, а это требует перезагрузки управленческих и преподавательских команд колледжей. Думается, что структуры дополнительного профессионального образования при Торгово-промышленной палате могли бы посмотреть, в чем они могут быть полезными в этом процессе.

Формирование новых путей развития системы среднего профессионального образования требует объединения усилий Минпросвещения России, Минобрнауки России, Worldskills, региональной власти, бизнеса, общественных объединений, включая Торгово-промышленную палату, для достижения нужного результата – качественного и доступного среднего профессионального образования для обеспечения необходимыми специалистами предприятий национальной экономики и кадрового суверенитета нашей страны.