Предлагаемая Минфином «оптимизация» расходов на цели обеспечения граждан доступным и комфортным жильем на фоне постоянного навязывания ипотечных кредитов – это очередной пример демонстрации монетаристских подходов, столь почитаемых финансовым блоком правительства и столь опасных для общества.
Приоритетной целью государства должно быть строительство социального жилья, а не создание преференций для банковского бизнеса, — заявил председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков, комментируя новость о предложении Минфина сократить расходы на госпрограмму по строительству на 7,4%.
Забота чиновников об интересах бизнеса уже привела к тому, что строительство новых домов ведется только в 300 с небольшим из 1117 российских городов.
«В оставшихся городах, где проживает примерно 24 млн россиян, профессиональными застройщиками практически не строится ни одного квадратного метра. В целом, по свидетельству экспертов, в крупных центрах сконцентрировано 94% всего объема жилищного строительства. В результате общее количество очередников на получение жилья сегодня превышает 4,7 млн человек. Из них более 200 тысяч – это дети-сироты», — подчеркнул Андрей Широков.
Не следует забывать и о проблемах ветхого и аварийного жилья. Как известно, различие между ними состоит в том, что ветхое здание подлежит капитальному ремонту, а аварийное нет.
«На сегодняшний день объем ветхого и аварийного жилья составляет по разным оценкам примерно 100 млн квадратных метров. Более того, он продолжает неуклонно увеличиваться за счет так называемых панельных «хрущевок», построенных в 50–70 годах прошлого века с расчетным сроком эксплуатации в 50 лет, без возможности реконструкции. Кирпичные дома той же серии способны простоять 100 лет, но при условии проведения капитального ремонта в период с 2015 по 2030 годы», — отметил Андрей Широков.
Следует обратить внимание и еще на одну доминирующую тенденцию в строительстве нового жилья – это рост цен. В целом, говоря о стоимости жилья, нельзя не подчеркнуть, что Россия, по оценкам международных экспертов, вошла в восьмерку мировых лидеров по росту цен на жилье. Объяснение этой тенденции лежит на поверхности – это льготная ипотека и введение системы эскроу-счетов, согласно которой застройщик получает деньги от дольщиков только после того, как здание введено в эксплуатацию.
В итоге получается, что все этапы строительства, вплоть до получения квартиры, финансируются за счет банковских кредитов. Покупатели квартиры ради желанных метров соглашаются на многолетнее долговое ярмо, а застройщики домов закономерно вынуждены компенсировать расходы за получение кредитных средств повышением стоимости квадратных метров будущего жилья.
«В связи с этим, хочется в очередной раз напомнить о необходимости развития института субсидируемой аренды жилья. Если посмотреть мировой опыт, можно увидеть, что даже в самых благополучных странах Европы количество собственников жилья не превышает 30–40% общего количества жителей этих стран. Поэтому мы обращаемся к государству с требованием активнее развивать институты государственно-частного партнерства по строительству жилья для малоимущих граждан», — заявил Андрей Широков.
В этом случае бизнес-структуры, построившие за свой счет новое жилье, смогут передавать его в аренду муниципальным образованиям. В свою очередь, муниципалитеты получат возможность для выполнения своих государственных функций, зафиксированных в статье 40 Конституции Российской Федерации, обязывающей власть обеспечивать граждан жилищем либо бесплатно, либо за доступную плату. В этом случае расходы граждан на аренду нового жилья должны составлять не более 20–25% от совокупного дохода семьи. Вся остальная сумма должна субсидироваться из бюджета в течение всего периода найма.
Уверен, что для запуска механизмов субсидируемой аренды жилья изначально следует рассчитать все параметры, необходимые для участия в программе, а затем зафиксировать положение об арендном субсидируемом жилье в Жилищном кодексе Российской Федерации.
«Если не заниматься поиском альтернативных вариантов решения жилищной проблемы, государство обречет большинство очередников на вечное проживание в ветхом и аварийном жилье. Нельзя допустить, чтобы человек за всю свою жизнь вообще не увидел нового, современного жилья», — подытожил Андрей Широков.