Гульнара Мазитова: Привлечение экспертов и бизнеса к стандартизации ритейла – верное решение

Ритейл трансформируется. Нормативная база, регулирующая отношения между участниками рынка розничной торговли, должна не только успевать за изменениями, но и, в идеале, опережать их. Над решением этой задачи сейчас работают Роскачество и Росстандарт, привлекая к процессу представителей бизнеса и профильных экспертов. О том, какие новшества ждут ритейл-операторов, рассказывает заместитель руководителя Главного экспертно-аналитического центра АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ (SOEX) Гульнара Мазитова.

Наша организация, являясь независимой экспертной организацией и дочерней структурой Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, участвует в работе целого ряда технических комитетов, созданных государством для разработки и актуализации национальных стандартов в различных отраслях промышленности. В конце июня 2022 года мы вошли в обновленный состав Технического комитета ТК 347 «Услуги торговли». И это, определенно, важный пласт работы.

Алгоритмы взаимодействия ритейлеров и поставщиков, закупка товаров, их перевозка товара, новые логистические цепочки, обеспечение достоверности и полноты информации на этикетках товаров, - в этих и в других областях розничной торговли существуют «регуляторные» пробелы, с которыми можно и нужно работать. Они стали очевиднее в текущий момент перенастройки многих сфер экономики. И это, в свою очередь, стало дополнительным стимулом для систематизации процессов, создания комплекса современных и актуальных стандартов в области ритейла.

 

Комитет, который теперь будет работать «под крылом» Роскачества, только приступает к работе, но основные приоритеты уже сформулированы, а планы по истине масштабны. Предполагается, что новые национальные стандарты появятся в таких областях как обслуживание потребителей и компаний, закупки и логистика, торговля и маркетинг, IT-приложения в торговле; управление трудовыми ресурсами, размещение продуктов и т.д.

 

Особое внимание привлекает рынок онлайн-продаж, который только за первый квартал 2022 года вырос на 65% и дорос до отметки 1,22 трлн рублей. Здесь предстоит работа над формированием единых базовых требований по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров, введению новых терминов в сфере дистанционной торговли с соответствующими определениями. Кстати, Роскачество уже объявило о создании рейтинга онлайн-магазинов, который будет оценивать операторов по более чем 30 критериям. Акцент будет сделан на безопасность и качество товаров, технологичность площадок, защищенность персональных данных, качество обратной связи.

Стоит отметить, что процесс стандартизации ритейла будет развиваться в «широкой рамке» (на национальном и межгосударственном уровнях), а также в содержательной логической связке со стандартизацией рынка «органики». То есть в сотрудничестве с другими Техническими комитетами - ТК 040 «Продукция органического производства», ТК 708 «Экологическая маркировка», МТК 557 «Продукция органического производства» (на базе МТК ведется работа по созданию единого рынка органики в ЕАЭС).

Думаю, сообща мы можем выйти на интересные и важные решения, которые будут полезны и для ритейла, и для тех, кто производит и поставляет продукцию на торговые полки, и, конечно, для российских потребителей.

Привлечение экспертов-практиков и бизнеса к стандартизации ритейла – верное решение. «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ является участником программ Роскачества и более 15 лет плотно работает с ритейлом, проводя аудиты поставщиков, инспекции плодоовощной продукции, лабораторные испытания, процедуры подтверждения соответствия. Опыт и постоянный контакт с ритейл-операторами позволяет нам видеть «узкие места» в работе структур розничной торговли. Мы, надеемся, что наш опыт будет полезен. Также как опыт ритейлеров, знающих и понимающих все процессы изнутри.

Источник: kapital-rus.ru