Участникам внешнеэкономической деятельности важно и нужно знать особенности защиты интеллектуальной собственности в КНР. О важных моментах, которые нужно учесть при работе с Китаем, рассказал руководитель консалтинговой компании «СОЭКС РК», эксперт Мобильного офиса АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА»ТПП РФ Евгений Кожевников.
- Давайте начнем по порядку с первого вопроса. Его можно назвать базовым и, конечно, ни о какой «гибкости» здесь говорить не приходится. Потребность в защите объектов интеллектуальной собственности (в современном их понимании) в Китае осознали еще в начале восьмидесятых годов. Система прав постоянно углублялась и совершенствовалась.
В 1980 году Китай стал членом Всемирной организации интеллектуальной собственности. Дальше он присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной собственности, которая затрагивала и вопросы патентов, товарных знаков, промышленных образцов, полезных моделей и др. В начале 90-х прошлого века страна вошла в Мадридскую систему, позволяющую получить международную регистрацию. В 2001 году КНР вступила во Всемирную торговую организацию, став государством-участником Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
- То есть Китай неустанно совершенствует инструменты по защите исключительных прав собственника. Эта работа направлена в первую очередь на защиту местных правообладателей?
По данным Государственного управления по правам интеллектуальной собственности КНР, в конце 2021 года было подано свыше 300 тысяч новых заявок, из которых большая половина (около 180 тысяч) зарегистрированы. И год от года наблюдается рост. Только представьте - какой это объем по результатам пяти лет!
- Все так гладко?
- Не совсем. При неоспоримых успехах государства в данном вопросе, реальность несколько объемнее. Торговые знаки, патенты, промышленные образцы - все предметы интеллектуальной собственности являются объектом пристального внимания «инициативных» компаний. У них уже наработана стратегия и тактика работы.
Они внимательно следят за рынком. Если ваш продукт или торговая марка перспективны и интересны потребителям, но вы по какой-то причине не захотели или не успели зарегистрировать свои права на него, то это быстро и четко сделают другие.
Еще одна модель поведения деловитых людей – «заимствование успеха». Видя реальную востребованность какого-то продукта, они пристраиваются к нему и реализуют на основе вашей практики свой продукт. К примеру, вы продаете мороженое, а другая компания начинает продавать под такой же торговой маркой что-то из другой товарной группы. Они пользуются вашим успехом, при этом проблемы с качеством их продукта автоматически бросают тень на вашу репутацию.
Есть еще одна расхожая схема работы с теми, кто вкладывается в раскрутку продукта на китайском рынке, но забывает своевременно урегулировать все вопросы по защите своих законных прав и интересов. Вашу торговую марку могут зарегистрировать впрок. Чтобы потом, по прошествии некоторого времени, запросить у вас отступные за возвращение вам прав на «ваше доброе имя».
И это лишь самые типовые ситуации. Наша практика помощи участникам ВЭД показывает, что варианты проблем, связанных с интеллектуальной собственностью, очень разнообразны. Не буду называть конкретные бренды, но, поверьте, даже крупный бизнес попадает в «ловушки незнания». И потом требуется очень много времени и ресурсов, чтобы урегулировать вопрос.
Важно понимать, что формально действия «инициативных» компаний, как правило, не выпадают из правового поля, и максимум, что грозит предприимчивому китайскому бизнесмену - это передача прав собственнику.
- Выход один - тщательно прорабатывать все вопросы заранее...
- Конечно. И не только экспортерам. Многие представители компаний считают, что если они не поставляют продукцию в Китай, то можно не беспокоиться. Зря. Да, в большей степени вопросы защиты собственности касаются именно тех компаний, которые намерены выводить свой продукт или линейку продуктов на рынки Поднебесной, и хотят обезопасить себя от потерь. Однако проблемы могут возникнуть и в других аспектах.
Вы можете столкнуться со сложностями, если вы производите свой продукт в Китае в режиме ОЕМ (original equipment manufacturer), а потом экспортируете его в Россию.
Если не «застолбить» за собой торговую марку или промышленный образец, завод-производитель вполне может оформить ее на себя. Какое-то время вы будете спокойно сотрудничать с заводом, а потом он откажет вам в выгодных условиях производства, затребует повышения ставки, будет предлагать продукцию другим покупателям. А вы уже потратили время и силы на создание бренда в России. Что тогда делать? При таком варианте выходов немного: пытаться судиться, создавать новую марку и искать нового производителя, опираясь на полученный опыт. К слову, весьма дорогостоящий опыт.
- Очень любопытно. А какие еще ситуации бывают в практике?
- Еще один важный аспект - кооперация или СП (совместное предприятие). Наша рекомендация для таких вариантов: закрепляться, официально фиксировать тот факт, что продукт имеет к вам непосредственное отношение и напрямую связан с вами. Иначе все то, что вы вложите в общий котел, когда-нибудь может стать не вашим.
Особенно данные вопросы становятся актуальными в свете санкций и ограничений в отношении России, когда экспортеры и импортеры спешно вынуждены искать новые пути реализации своей продукции и выходы на поставки в Россию. Новый толчок, по нашему мнению, будет в локализации производства на территории КНР (там и сырье, и инструменты, и технологии, и логистика, и самое главное - отсутствие санкций). То есть то, что нельзя собрать из иностранного сырья и комплектующих у нас, будет собираться за границей (к примеру, в Китае), а затем вывозиться в Россию как готовый продукт.
Несомненно, Китай является одним из больших и перспективных потенциальных партнеров. При этом нужно всегда держать в голове, что торговая марка, полезная модель, патент, промышленный образец - это ваша интеллектуальная собственность. И она требует соответствующего внимания. И это именно тот вопрос, о котором необходимо подумать заблаговременно.