Максим Фатеев: Предприниматели хотят получать новые знания и компетенции для развития своего бизнеса

Исследования показывают, что большинство российских предпринимателей намерены учиться и повышать уровень своих компетенций. В ТПП РФ и всей системе торгово-промышленных палат развитие делового и бизнес-образования является одним из перспективных и приоритетных направлений деятельности, отмечает вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев.

Согласно последнему исследованию Аналитического центра НАФИ от 3 августа 2022 года, подавляющее большинство российских предпринимателей – 90% – хотели бы обучиться чему-то новому и улучшить свои профессиональные, деловые и личностные качества. Наиболее востребованными направлениями для представителей малого и среднего предпринимательства являются компетенции в сфере цифровизации, нацеленные на продвижение в сети, создание сайтов. Также важны компетенции в сфере автоматизации на производстве, законодательного и нормативного правового регулирования, маркетинга и рекламы, востребованы знания в области экономики и финансов, в том числе финансового планирования и контроля.

Одновременно в число востребованных компетенций вошли и личностные качества, так называемые soft skills (софт скиллс), которые позволяют развиваться бизнесу не только в рамках уже выбранной стратегии, но и более широко смотреть на развитие своего дела. Кроме того, предприниматели хотят повышать уровень владения деловым иностранным языком, развивать навыки управления сотрудниками и проектами, совершенствовать ораторское мастерство и навыки проведения презентаций, улучшать тайм-менеджмент.

Комментируя представленные выводы, вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев отмечает, что для ТПП РФ и всей системы торгово-промышленных палат развитие делового и бизнес-образования является одним из перспективных и приоритетных направлений деятельности. Услуги в сфере образования традиционно входят в топ-5 коммерческих услуг для бизнеса, которые оказывают торгово-промышленные палаты. В ТПП РФ успешно работает свой корпоративный институт, программы которого позволяют охватить практически все представленные по результатам исследования сферы интересов бизнеса. В регионах работают свыше 120 учебных центров при ТПП, образовательные программы которых также нацелены на развитие компетенций для бизнеса в целом, так и в отдельных отраслях. Например, в ХМАО региональная палата разрабатывает и реализует специальные программы для нефтегазового сектора, а в рамках проведения климатического эксперимента на Сахалине мы планируем запустить специальный курс для МСП совместно с региональной ТПП, Сахалинским государственным университетом и Сахалинским климатическим центром.

Сегодня в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» у малого и среднего бизнеса есть возможность получать новые знания и развивать свои компетенции без дополнительных финансовых расходов. Несмотря на то, что часто поднимается вопрос востребованности и целесообразности реализации образовательных программ для бизнеса как государственной меры поддержки, по нашим оценкам, исследование Аналитического центра НАФИ отвечает на эти вопросы. Только каждый десятый опрошенный заявил, что не желает учиться ничему новому. Неготовность получать новые знания демонстрируют прежде всего представители сферы торговли (11%) и обрабатывающей промышленности (10%), владельцы микропредприятий (12%), а также опытные бизнесмены, ведущие коммерческую деятельность более 10 лет (12%). На наш взгляд, это очень информативный показатель. Кстати, опытные бизнесмены, как показывает практика, становятся отличными преподавателями, которые делятся своим практическим опытом как в рамках программ дополнительного образования, так и в рамках программ высшей школы и бизнес-образования, отметил вице-президент ТПП РФ.

Сегодня в условиях достаточно сложной экономической обстановки перед бизнесом стоят другие, более насущные задачи, но образование всегда является одним из инструментов для поиска решений в самых сложных обстоятельствах. В рамках национального проекта нашим Институтом совместно с ТПП в регионах реализуется 49 образовательных программ, которые включены в перечень, отобранных Министерством экономического развития РФ, наиболее востребованные среди них как раз соответствуют запросам бизнеса, о которых говорится в исследовании НАФИ. Это софт-скиллс, прежде всего, в части развития личностных компетенций, коммуникационных навыков, интернет-маркетинга и тайм-менеджмента.

Согласно результатам исследования, больше других потребность в новых знаниях проявляют представители компаний, занятых в сфере логистики, транспортировки и хранения. Они намерены лучше разбираться в действующих законах, глубже изучить рынок, механизмы выстраивания продаж и рекламу. «Считаю, что это необходимо учесть при актуализации перечня реализуемых образовательных программ в рамках национального проекта, а мы в системе ТПП РФ готовы принять в их разработке и дальнейшей реализации самое активное участие», - подчеркнул Максим Фатеев.