Лифтовое хозяйство формирует комфортную среду обитания для миллионов граждан. Однако в отрасли существуют серьезные проблемы, для решения которых требуется новый формат финансирования, отмечает председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков.
В своем выступлении Андрей Широков отметил, что в стране работает более полумиллиона лифтов разной степени изношенности, которые нужно обслуживать и при необходимости ремонтировать. А с запасными частями к лифтам проблема не менее сложная, нежели с новыми лифтами. В этой связи возникает главный вопрос – где взять деньги на решение проблемы. Тем более что речь идет о глобальной модернизации – в 22 регионах лифтовой парк изношен наполовину, а в некоторых субъектах федерации процент износа доходит до 70.
По мнению Андрея Широкова, расчет на получение экономических преференций со стороны государства на развитие лифтовой отрасли – это тупиковый вектор развития. «Поэтому нужны новые формы финансирования замены, эксплуатации и установки новых лифтов, которые будут вести к наименьшей нагрузке на бюджетную систему страны, оставаясь доступной для жителей многоэтажек», - подчеркнул председатель Комитета ТПП РФ.
Андрей Широков считает, что решение проблем лифтовой отрасли сегодня должно решаться в рамках жилищного законодательства, где система оплаты предписана Жилищным кодексом РФ. К сожалению, в документе лифт – это не коммунальная услуга, а общее имущество всех собственников квартир в доме. Поэтому установка или замена лифтов ведется в рамках договоров подряда, в результате исполнения которых лифты поступают в общую собственность всех жителей дома. Но они, как правило, не знают состав этой собственности и не берегут ее!
Значит, и оборудование организации, предоставляющей услуги вертикального транспорта, может появляться в домах на таких же условиях. Предоставление нового вида услуг вполне возможно и для любых зданий бюджетных организаций: поликлиник, больниц и других организаций, если а они будут учтены в составе планируемых расходов бюджетных учреждений (аналогично расходам на услуги связи, на транспорт и т. п.), отметил Андрей Широков.
Вместе с тем, предлагая новые экономические механизмы развития лифтовой отрасли, настоятельно рекомендуется регионам расширять меры социальной поддержки и, в первую очередь, старшего поколения, пользующегося лифтами в своих домах. Ведь смогли же многие регионы выделить для пенсионеров средства для бесплатного проезда на городском транспорте. Действуя по такой же схеме, следует предусмотреть в региональном бюджете и выделение средств на покрытие расходов пенсионеров за пользование лифтовым хозяйством.
Надо понимать, что, с одной стороны – неисправный лифт несет угрозу жизни и здоровью граждан, а с другой – для малоимущих пенсионеров перспектива лишиться комфортной среды обитания опасна и губительна. Поэтому внедряя новые экономические механизмы, способные дать импульс для полноценного развития важнейшей для современных мегаполисов отрасли лифтового хозяйства, следует помнить о необходимости социальной поддержки тех, для кого лифт не роскошь, а ключевое условие для проживания в многоквартирном доме, заключил Андрей Широков.