Максим Фатеев: Конгрессно-выставочная индустрия получила новый стимул к развитию

Правительство РФ утвердило план мероприятий («дорожную карту») по реализации стратегического развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности до 2025 года. Торгово-промышленная палата России выступает соисполнителем по большинству пунктов «дорожной карты», намереваясь внести свой вклад в развитие отрасли, отмечает вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев.

Конгрессно-выставочная деятельность на протяжении десятилетий является важным инструментом для поддержания деловой активности, налаживания и восстановления производственно-сбытовых цепочек. Выставка или форум - это всегда центр притяжения для представителей деловых кругов и власти, иностранных участников, СМИ и так далее.

Осознавая значимость отрасли для поддержания целостности российской экономики, Правительство Российской Федерации утвердило план мероприятий («дорожную карту») по реализации мер поддержки и стратегического развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности до 2025 года (РП РФ 1957 от 16 июля 2022 года).

В документе определены основные болевые точки отрасли, на которые предлагается обратить внимание как государства, так и общественных структур. Всего в план вошло 15 мероприятий самого разного содержания от исследований в отрасли до разработки дополнительных мер финансовой поддержки и законодательного регулирования в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

Исполнение плана мероприятий поручено заинтересованным государственным ведомствам и организациям. Стоит отметить, что ТПП РФ выступает соисполнителем по 12 из 15 пунктов «дорожной карты» и намерена внести свой вклад в развитие отрасли. ТПП РФ является организацией, которая занимается развитием отрасли уже более 20-ти лет и имеет богатейший опыт, в том числе и в вопросах нормативно-правового обеспечения отрасли.

За этот период, как известно, в 2014 году была принята Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, разработаны и приняты профильные национальные стандарты, внесены и введены в действие методические рекомендации и меры поддержки, которые позволили возобновить работу отрасли в период эпидемиологических ограничений.

Сейчас мы говорим о конгрессно-выставочной деятельности именно как об отрасли, куда входит большое количество компаний организаторов мероприятий и конгрессно-выставочных площадок, сервисных организаций, застройщиков и так далее.

Исходим из того, что для отрасли, которая призвана содействовать модернизации отечественной промышленности, импортозамещению и росту национального экспорта, нужен профильный федеральный закон. Без этого трудно говорить о программной государственной поддержке выставочной деятельности, целевой программе развития выставочно-конгрессной инфраструктуры, об устранении законодательных казусов и коллизий, с которыми мы неоднократно сталкиваемся при организации и проведении выставок.

 

Представляется, что профильный закон должен быть компактным, но содержать ряд основополагающих моментов.

Необходимо законодательное закрепление основных понятий и терминов выставочно-конгрессной деятельности (выставка, выставочный комплекс, экспонент и т.д.). Такие понятия в настоящее время закреплены только в национальных стандартах, и их употребление в нормативных правовых актах часто наполняет их разным смыслом, что приводит к путанице.

 

Как показала практика в пандемийных 2020 и 2021 годах, механическое причисление выставочно-конгрессных мероприятий к массовым мероприятиям приводило к тому, что запрещалось проведение выставок как с посетителями, так и без них, что поставило многие организации отрасли фактически на грань выживания. Этот вопрос также можно было бы решить в законе.

Считаем целесообразным разработать и закрепить в законе основные формы государственной поддержки и стимулирования участия российских производителей в выставочных мероприятиях, проводимых в России и за рубежом. В законе можно было бы определить меры государственной поддержки субъектов, занимающихся выставочно-ярмарочной деятельностью, в том числе предусмотреть возможность бюджетного финансирования и софинансирования строительства конгрессно-выставочных комплексов.

Кроме того, законодательно следовало бы разделить компетенции в сфере выставочно-ярмарочной деятельности между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации. Учитывая то, что ярмарочная деятельность уже регулируется законом о торговле, следует тщательно проанализировать целесообразность введения дополнительных норм в федеральное законодательство.

Считаю, что в проекте закона обязательно должна быть отражена специфика проведения специализированных выставочных мероприятий. Отсутствие отраслевого законодательного акта приводит к тому, что при разработке и принятии нормативных правовых актов, регулирующих различные правоотношения, не учитывается специфика выставочной и конгрессной деятельности, поскольку, на первый взгляд, принимаемые нормативные правовые акты к данному виду деятельности отношения не имеют.

Безусловно, само принятие «дорожной карты» не является поддержкой, на которую рассчитывает конгрессно-выставочная отрасль в данный момент, однако, ее реализация позволит обеспечить более широкое вовлечение органов государственной власти в решение проблем индустрии, аккумулировать необходимые ресурсы и возможности.

Источник: kapital-rus.ru