Нужна ли сегодня нашей стране организация, деятельность которой наши противники периодически пытаются использовать в своих санкционных интересах?
Об этом – наш постоянный эксперт, Президент ТПП РФ Сергей Катырин.
- Начну с ответа на последний вопрос. Да, ВТО по-прежнему нужна. Недавно у нас на заседании Совета ТПП РФ по внешнеэкономической деятельности обсуждался этот вопрос. Вывод сделан однозначный: именно в текущей ситуации, когда нарушаются права наших участников ВЭД, важно сохранить полноправное членство в данной организации хотя бы для того, чтобы использовать инструменты организации для защиты интересов наших экспортеров на внешних рынках.
Далее. Мы ведь вели переговоры о вступлении в ВТО почти семнадцать лет, понимая, что членство будет полезным стране, если к нему полноценно подготовиться, учесть все детали, максимально защитить интересы национальных производителей. Вступление России во Всемирную торговую организацию также затягивалось еще и из-за подготовки национального законодательства к членству в ВТО, необходимости не нарушить обязательства, взятые в рамках интеграционных объединений на постсоветском пространстве (Таможенный союз, ЕврАзЭС и затем ЕАЭС). Осложнил вступление в ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис. Наконец, не секрет, что уже тогда, хотя наши партнеры, по крайней мере, на словах, называли нас в те годы равноправным участником так называемого свободного мира, Россия столкнулась с нежеланием ряда государств-членов ВТО согласовывать вхождение России в эту организацию. Наиболее трудные переговоры велись с США, они шли шесть лет.
Но мы тогда преодолели все барьеры и добились весьма выгодных условий, позволяющих неплохо защитить свою молодую экономику от натиска мировых экономических гигантов.
Что страна в итоге получила?
Перед Россией остро стояла задача наращивания объемов несырьевого, неэнергетического экспорта и встраивания в международные цепочки добавленной стоимости – это ведь важнейшие факторы экономического развития страны. И именно участие в ВТО в значительной степени способствует реализации этих задач. Даже промежуточные итоги первых десяти лет членства России в ВТО показывают, что номенклатура нашего экспорта расширилась примерно на четверть. На треть вырос экспорт основных промышленных товаров, а экспорт сельскохозяйственной продукции увеличился в два раза.
Опасения производителей, что вступление в ВТО приведет к росту импорта, не оправдались во многом благодаря нашей продуманной позиции при вступлении в ВТО. Став членом ВТО, Россия получила возможность участвовать в формировании правил, охватывающих 98 процентов мировой торговли. Россия также может оспаривать дискриминационные ограничения в отношении наших товаров и услуг.
Да, сегодня слышны вопросы, актуально ли еще участие России в ВТО, учитывая беспрецедентный объём введённых против страны торговых санкций?
Отвечу так: ВТО – несовершенная организация, но другой такой нет. Выйти из нее просто, а вот вернуться обратно даже при улучшении внешнеполитический и экономической ситуации будет еще сложнее, чем раньше.
Согласно данным зарубежных стран, товарооборот России с ведущими западными партнерами упал почти на 80 процентов, поэтому для нас очень важно не потерять остальные экспортные рынки.
Кроме того, выход из ВТО поставил бы под вопрос функционирование Евразийского экономического союза и дальнейшее участие России в заключенных соглашениях о свободной торговле. Дело в том, что и ЕАЭС, и торговые соглашения базируются на праве ВТО. То есть, выйдя из ВТО, мы останемся связанными всеми обязательствами, вытекающими из соглашений, заключенных с остальными государствами-членами по линии этой организации, но при этом потеряем все преимущества.
А вот реформировать организацию при активном участии России надо. Нельзя допускать вмешательства сиюминутных политических интересов в работу ВТО. Надо восстановить полноценную работу системы разрешения споров, повысить дисциплину членов ВТО, усилить переговорную функцию организации.
Вот об этом следует говорить сегодня и этого надо добиваться.