К решению вопроса, связанного с кадровым дефицитом в строительной отрасли, нужно подходить комплексно
Здесь одинаково важно прививать уважение к профессии с юного возраста, проводя мероприятия по популяризации строительных специальностей, пересмотреть программы обучения, вернув в вузы эффективные советские подходы к образованию с учетом веяний современности, а также обеспечивать достойные условия труда работникам отрасли. Только при соблюдении всех этих условий профессия строителя снова станет привлекательной для молодежи. В этом уверен председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере строительства, председатель комиссии по вопросам профессионального образования и кадрового потенциала в сфере строительства и ЖКХ Общественного совета при Минстрое России Ефим Басин.
Ефим Владимирович, часто звездных артистов растят прямо с детства. Как вы считаете, можно ли этот опыт распространить на сферу строительства?
В принципе, это хорошая идея. Ребята могут заинтересоваться строительным делом буквально со школьной скамьи, если у них будет возможность вникнуть в суть профессии. Особая связь возникает со строительным делом у тех ребят, чьи родители — потомственные строители. Именно тогда появляются целые династии. Так получилось и в моей семье. Дети вместе со мной, транспортным строителем, поменяли пять школ в нескольких регионах СССР, куда меня переводили по работе. Они практически с дыханием воздуха впитывали дух стройки, видели все нюансы моей работы. И конечно, мои дети и уже даже их дети тоже стали строителями.
Не менее эффективно целенаправленное воспитание молодого поколения созидателей в обществе. Например, сегодня Минстрой России проводит колоссальную работу по воспитанию уважения к профессии строителя и раскрытию потенциала профессии перед детьми, чтобы привить им любовь и уважение к этому труду. Прежде всего, я говорю о созданном в рамках программы «Я — строитель будущего!» при Общественном совете при Минстрое России Детского общественного совета, в который вошли инициативные ребята со всей страны. Я являюсь членом этого совета и вместе с председателем Общественного совета Сергеем Вадимовичем Степашиным присутствую на всех мероприятиях, которые проводят эти дети. Должен сказать, я искренне восхищен тем, насколько по-взрослому, грамотно рассуждают ребята, и тем, какие они предлагают проекты — по благоустройству городов, созданию пешеходных улиц и так далее.
Считаю, нужно развивать это направление во всех регионах нашей страны, чтобы к строительной профессии прикипали уже с детских лет. Почему именно строительство заслуживает такого внимания? Потому что это достойная профессия, которой действительно можно посвятить всю жизнь. Кстати, в этом году исполнилось 60 лет с тех пор, как я окончил строительный институт. И за все время ни разу не пожалел о своем решении стать строителем. Потому что это действительно созидательная работа, результаты которой видны людям. Когда смотришь на объекты, построенные за долгие годы, они радуют глаз и греют душу.
Один из руководителей большого треста рассказывал, что держал под контролем стройплощадку на 2,5 тыс. работников спокойно, не повышая голоса. Это вызывает удивление, восхищение и даже преклонение. Безусловно, это была старая школа кадров, где человек от разнорабочего вдумчиво и поэтапно проходил все пути профессионального роста, становился авторитетом. Как становятся легендой профессии в наши дни?
Вы правильно заметили: такой стиль управления — это действительно школа, которая дается с опытом, приходит с годами работы. И конечно, от характера человека многое зависит. Самое главное, с одной стороны, быть честным и объективным человеком, а с другой — являться компетентным, квалифицированным специалистом в той области, которой ты руководишь или в которой участвуешь. Не менее важно обладать такими чертами характера, как воля, объективность и справедливость. Понимаете, люди не терпят несправедливости и унижения, особенно в присутствии других.
Нужно понимать, что сильным руководителем не рождаются — руководителя растят. О себе скажу: фактически я прошел путь от техника-нормировщика до министра строительства, не пропустив ни одной карьерной ступеньки. Работал мастером, старшим прорабом, главным инженером строительного управления, начальником строительного управления, заместителем управляющего трестом, управляющим трестом, замначальника главка, первым замначальника главка, начальником главка, замминистра транспортного строительства СССР, председателем комитета и министром строительства России.
В настоящее время ничего не изменилось: чтобы стать грамотным руководителем, нужно пройти все ступеньки карьерного роста. Только так можно постичь профессию с азов до вершин строительного искусства. И только так можно завоевать доверие и авторитет в профессиональном сообществе.
Ефим Владимирович, во второй половине прошлого века были такие крупные стройки, как БАМ и «Атоммаш», была освоена целина в Казахстане, восстановлены сотни городов и сел со всей инфраструктурой. Это наше наследие, слава поколений. А как вы считаете, чем будут гордиться современные строители?
Перечисленные вами объекты — это действительно великие стройки ХХ века. Причем они ярко выделялись на фоне разрушенного хозяйства, особенно после войны. Но новое поколение тоже может гордиться многими объектами, которые создаются сегодня. Прежде всего это Керченский мост, застройка Дальнего Востока, развитие Арктики, Восточного полигона, создание Северного морского пути. Продолжается развитие БАМа, модернизация ТРАНССИБа, ведется масштабное строительство трассы Москва — Казань — Екатеринбург. А чего стоят небывалые объемы жилищного строительства! К 2030 году необходимо возвести 1 млрд квадратных метров жилья. Эта задача уже решается, и я уверен, она будет выполнена. Всем этим можно гордиться и даже восхищаться.
Но проблема в том, что тема строительства сегодня недостаточно освещается средствами массовой информации. По телевизору, к сожалению, крайне редко транслируются победы созидательной отрасли. А вот в советское время вопросу строительства уделялось особое внимание. Вспомните: даже перед каждым художественным фильмом в кинотеатрах показывали новые стройки, которые побуждали молодежь гордиться страной. И сегодня необходимо больше показывать процесс созидания: это будет с детства воспитывать чувство гордости за страну у каждого гражданина России.
Советские строители вплоть до 90-х — рабочая каста в самом лучшем значении этого слова. Затем была эпоха «Равшана и Джамшута», многочисленных и часто бесправных гастарбайтеров — она, кажется, тоже завершена. Что, по вашему мнению, будет дальше с рабочими кадрами? Какой образ строителя будущего можно предложить нынешней молодежи, чтобы она захотела пойти на стройки?
Вы очень больной вопрос затронули: конечно, в 90-е годы многое было упущено в части подготовки и рабочих, и инженерных кадров. В последнее время нехватка рабочих решалась путем привлечения специалистов из ближнего зарубежья. Однако сегодня становится очевидным, что надеяться надо исключительно на своих профессионалов.
В советское время кадровый вопрос решался с помощью целой сети ГПТУ, которые действовали при каждом крупном предприятии, заводе и стройке. Сегодня мы эту практику восстанавливаем, и я рад, что уже сейчас во многих регионах появляются прекрасные ресурсные центры по подготовке кадров, оснащенные современным оборудованием, механизмами и хорошими педагогами.
Радует меня и то, насколько востребованы некоторые рабочие профессии. Например, конкурс при поступлении в строительное училище в Великом Новгороде составляет 16 человек на место. Это больше, чем в некоторых институтах. Студенты таких ссузов после получения профессии идут на работу на стройки, и там такие специалисты нарасхват.
Конечно, сегодня в отрасли нельзя равняться на дворников с лопатой или метлой или на носилки с тачкой. Нужно современное оборудование, механизация и автоматизация производства, чтобы сократить отставание по производительности труда от многих развитых стран. Мы должны предоставить рабочим современную технику и оборудование, рабочую одежду, соответствующий инструмент, бытовки, горячее питание. Все это сделает рабочие профессии привлекательными для людей.
Если говорить о повышении престижа инженерных профессий, то тут тоже, к сожалению, мы многое потеряли: увлеклись пресловутой болонской системой, начали выпускать бакалавров — недоинженеров, которых нужно еще потом доращивать, а если бакалавр идет в магистратуру, то он, к сожалению, часто не возвращается на производство. Для подготовки новой плеяды грамотных инженеров нужны новые программы. С удовлетворением отмечу, что сейчас университеты строительного профиля объединены в общую платформу — в консорциум «Строительство», во главе которого стоит МГСУ. И эти ведущие университеты объединяют усилия по подготовке новых программ для обучения, созданию новых научно-исследовательских лабораторий, чтобы приучать к научной работе студентов с самого раннего курса обучения.
Инженеров тоже надо грамотно воспитывать. Ну а для этого нелишним было бы вспомнить нашу советскую систему образования, которая многими странами мира была признана лучшей. Надо выпускать не бакалавра, а инженера — не 4 года, а 5 лет, как это было ранее.
Что предпринимается для того, чтобы решить кадровую проблему? Возможно, нужно более тесное взаимодействие бизнеса и образовательных учреждений?
Действительно, очень важно заранее связать студентов с работодателями: в советское время практически так оно и было. По крайней мере, мы во время учебы не задумывались о том, где будем работать. После окончания института в зависимости от уровня образования и качества учебы выпускников направляли на работу. При этом, если количество баллов у тебя было больше, давалось право выбора места приложения труда. Нас направляли буквально во все уголки СССР, где молодые специалисты должны были отработать три года по специальности. И я вам скажу из практики: как правило, на этих местах и оставались. Одна из таких строек — БАМ, где многие прикипали к месту, женились, рожали детей и даже уже воспитывают внуков.
Еще один важный момент в современных условиях — это стипендиаты. Надо, чтобы работодатель уже на стадии обучения, обычно с 3-го курса, присматривался к студентам и был с ними на связи. Он может даже взять на себя какую-то небольшую оплату бонусов к стипендии, с тем чтобы способный студент затем был гарантированно трудоустроен этим работодателем. Таким образом, выпускник будет уверен в завтрашнем дне, а работодатель сможет повлиять на подготовку студента, на специфику его обучения. Понимая это, некоторые крупные предприятия, такие как «Росатом» и «Интеко», с 3-го курса курируют студентов, чтобы после пригласить их на работу. Однако такие примеры единичны, необходимо данное направление расширять и усиливать. Важно, чтобы все крупные предприятия имели в своем составе собственные учебные центры, где они могут для обучения использовать опыт работающих у них бригадиров и мастеров.
Отдельная история, каким путем приходят сегодня в сферу строительства. Как вы считаете, как можно понять, что именно ты — тот самый созидатель, который способен своим трудом превратить идею в материальный объект, и что ты можешь получать от этого тяжелого процесса колоссальное удовольствие и энергию?
Сам процесс созидания уже зажигает человека. Результаты такого труда всегда доставляют удовольствие и добавляют энергию человеку, который что-то создал.
Хорошим способом продемонстрировать студенту все прелести профессии была некоторое время забытая, но в настоящее время возрождаемая система стройотрядов. Например, в советское время для работы на БАМе летом принимали до 100 тыс. студентов из стройотрядов. Конечно, это была большая ответственность и колоссальная задача для руководителей, связанная с обеспечением безопасности и необходимой загрузки молодых людей. Но, с другой стороны, благодаря студентам появлялась дополнительная рабочая сила, что позволяло ускорить сроки строительства объектов. Я много работал со стройотрядами и могу сказать, что именно там происходит прикипание к строительной профессии, к процессу созидания. И если на стройке царит порядок и четкое руководство, скорее всего, студенты после завершения обучения останутся в профессии.
Я уже говорил о программе «Я — строитель будущего». Уверен, что молодежь, входящая в состав Детского общественного совета, со временем пойдет учиться в институты и колледжи строительного профиля. И такой молодежи, безусловно, нужно предоставлять преференции при поступлении в лучшие строительные вузы. Равно как и победителям конкурсов профессионального мастерства по рабочим специальностям, таким как каменщик, сварщик, бетонщик, монтажник, отделочник. В настоящее время от имени председателя Общественного совета при Минстрое России Сергея Степашина мы направили такое предложение в адрес Правительства России. Надеюсь, что соответствующее решение будет принято и талантливая молодежь сможет иметь преимущества при поступлении в строительные вузы и ссузы. Уверен: с таким кадровым резервом мы точно выполним все стоящие перед отраслью амбициозные задачи и масштабные планы.
Текст: Елена Серегина