Максим Фатеев: Национальные стандарты определяют качество работы конгрессно-выставочной индустрии

Вопрос стандартизации конгрессно-выставочной и ярмарочной отраслей не теряет своей актуальности уже более 10-ти лет. Новым шагом в стандартизации индустрии становится «дорожная карта» по реализации мер поддержки и стратегического развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности до 2025 года. О современных процессах стандартизации и перспективах отрасли рассказывает вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев.

Первые стандарты, которые были утверждены в 2008 и 2009 годах, определили терминологическую базу выставочно-ярмарочной и конгрессной отрасли, что способствовало процессу унификации организаторами, участниками, сервисными и иным заинтересованным компаниям своего подхода к составлению деловой документации.

Впоследствии во многом благодаря введению в действие Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в 2014 году, в России была адаптирована первая часть международного стандарта ISO 25639-1: 2008, которая позволила упростить перевод отраслевых международных документов.

В то же время, до сих пор сохраняется необходимость перевода второй части упомянутого стандарта, которая отражает в себе информацию о сборе статистических данных, используемых для оценки выставочной индустрии в мире.

С развитием мировой конгрессно-выставочной индустрии возникли новые требования к техническому оснащению конгрессно-выставочных центров, процессу организации специализированных событий, застройке выставочных стендов и качеству проводимых мероприятий в целом.

Начиная с 2019 года Техническим комитетом по стандартизации «Выставочная, ярмарочная и конгрессная деятельность» (ТК 163), руководство которым осуществляет ТПП России, была проведена основательная работа по совершенствованию базы стандартов конгрессно-выставочной и ярмарочной деятельности.

Разработаны и введены в действие стандарты, призванные обеспечить безопасность проведения конгрессных и выставочных мероприятий, определены рекомендуемые требования к специализированным конгрессно-выставочным площадкам, уточнены виды сервиса, которые потребитель может получить в рамках участия в выставочном мероприятии.

Говоря о недавних успехах стандартизации в ярмарочной деятельности, нужно сказать о разработанном при участии торгово-промышленных палат и утвержденном в 2022 году национальном стандарте ГОСТ Р 70135-2022, определившем общие технические требования к ведению ярмарочной деятельности, включая рекомендуемые примеры оформления стендов, правила пожарной и санитарной безопасности на ярмарках и многие другие аспекты.

Торгово-промышленные палаты уделяют особое внимание процессу проведения ярмарочных мероприятий в своих регионах, стимулируя данный вид торговой деятельности и поддерживая местного производителя.

Новым шагом в стандартизации деятельности станет «дорожная карта» по реализации мер поддержки и стратегического развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2022 года №1957-р. Так, документом предусмотрен пересмотр национальных стандартов Российской Федерации в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в соответствии с международными требованиями и изменившимися условиями ведения деятельности, а также дальнейшая адаптация ISO 25639-2: 2008.

Включение положений о стандартизации в правительственный документ, на мой взгляд, наглядно показывает сохранение заинтересованности исполнительных органов в дальнейшей плановой работе по актуализации стандартов и разработке новых национальных ГОСТ в конгрессно-выставочной и ярмарочной сферах хозяйствования.

Если говорить о перспективах, то можно предположить, что перед отраслью возникнет задача документального закрепления и введения единых стандартов проведения официальных онлайн- и гибридных мероприятий, которые прочно закрепились среди традиционных событийных форматов.

В завершение необходимо подчеркнуть, что утверждение и актуализация ГОСТ имеет большое значение для участников конгрессно-выставочного и ярмарочного рынка, так как позволяет решать возникающие споры при осуществлении деятельности в отсутствие профильного федерального закона.

Источник: kapital-rus.ru