Оксана Полянская: Для участия в госконтрактах нужно подтвердить происхождение детских товаров

В сентябре в Экспоцентре пройдут сразу две большие детские выставки - «Мир детства» и «CJF-Детская мода». Один из актуальных вопросов, обсуждаемых в отрасли – подтверждение российского происхождения товаров для детей и подростков. О том, зачем и каким образом подтверждать происхождение продукции, рассказывает руководитель службы «Единое окно» АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ Оксана Полянская.

Вопреки внешним сложностям темпы развития отечественной промышленности продолжают расти. Госпрограммы поддержки российских производителей с февраля 2022 года ни на минуту не прекращали свое действие. Еще в 2020 году в России был введен приоритет отечественной продукции при проведении госзакупок для некоторых видов продукции, в том числе - для мебели, письменных принадлежностей, одежды, обуви, детских товаров и игрушек, музыкальных инструментов. При этом, например, осуществление закупок детских товаров для дошкольных образовательных учреждений (детских садов, яслей) с использованием бюджетных средства возможно не только государственным и муниципальным учреждениям, но и частным. Важным условием в расходовании бюджетных средств в таких случаях является закупка именно российских товаров.

Важно понимать, что для доступа к приоритетным условиям поставки по госконтрактам недостаточно просто декларировать российское происхождение поставляемых товаров. В соответствии с рядом действующих в России нормативно-правовых актов, подтверждением российского происхождения поставляемой продукции является предоставление выписки из Реестра промышленной продукции, произведенной на территории РФ (Реестр), который размещен в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП).

Если запись о конкретной промышленной продукции отсутствует в Реестре, и поставщик не может приложить к заявке на участие выписку из данного Реестра, то при рассмотрении заявок заказчик будет вынужден считать продукцию иностранной. Соответственно, он будет действовать в соответствии с некоторыми нормативными требованиями, негативный сценарий в таком случае – отказ от допуска к участию в процедуре и от поставки такой продукции.

Эксперты АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ часто консультируют предпринимателей, и практика показывает, что не все производители знают о порядке включения своей продукции в данный Реестр или считают процедуру слишком сложной.

Сложность включения промышленной продукции в Реестр, по мнению производителей, заключается в экспертизе, которую необходимо пройти. Экспертиза подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (ПП РФ №719) подразумевает под собой аудит производства заявителя на предмет локализации технологических процессов на территории РФ, доли использования российского сырья, материалов, комплектующих при выпуске готовой продукции и других критериев, выполнение которых дает право производителю добросовестно декларировать о наличии производства на территории нашей страны.

Опираясь на опыт АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ при консультировании производителей по вопросам подготовки документов для экспертизы подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ, можно отметить, что сложным процесс прохождения экспертизы является только для тех производителей, которые не имеют достаточного уровня локализации технологических процессов и считают, что выполняя простые операции на территории своего предприятия из покупных материалов (часто даже иностранного происхождения), они производят действительно российскую продукцию.

Еще одна категория производителей, которым бывает сложно пройти экспертизу – это те, кто находится на стадии разработки соответствующей технической, технологической документации. В этом случае достаточно много времени может потребоваться на подготовку (иногда и разработку «с нуля») комплекта документов, который будет достаточным для проведения экспертизы. Любопытно, что мы довольно часто сталкиваемся с ситуацией, когда производство есть, а документации, регламентирующей процесс производства, нет.

При этом важно отметить, что процесс прохождения экспертизы по подтверждению производства промышленной продукции на территории РФ в соответствии с ПП РФ №719 одинаков независимо от отрасли, вида продукции. Будь то детские игрушки, детская мебель, моющие средства для детей, детская одежда и другое, алгоритм действий всегда один и тот же.

В первую очередь производитель регистрируется в ГИСП и создает там каталог своей продукции. На этом этапе сложность бывает с правильностью внесения описания и характеристик продукции, начиная от ее кодов по ОКПД2 ("ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности") и ТН ВЭД (Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности) и заканчивая корректностью конкретных характеристик, определяющих базовые свойства и назначение продукции.

Следующим этапом является экспертиза Торгово-промышленной палаты (ТПП) в ГИСП. Здесь производителям часто требуется помощь в правильности определения требований к заявленной на экспертизу продукции и подготовке комплекта документов, подтверждающих выполнение этих требований.

После прохождения экспертизы в ТПП и получения через ГИСП подтверждающего документа (Акт экспертизы или СТ-1) производитель обращается с заявлением о выдаче заключения о подтверждении производства в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг).

После получения данного заключения сведения о продукции автоматически попадают в Реестр, а продукция получает статус действительно произведенной на территории РФ сроком действия на три года. По истечении трех лет производитель может подтвердить данный статус, пройдя повторную экспертизу в ТПП и получив новое Заключение Минпромторга. Реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ открыт для любого пользователя сети Интернет и находится в ГИСП на сайте Минпромторга.