Кирилл Баранов: Государство запланировало большую работу по развитию предпринимательства

В последние недели идет активная работа над ключевым финансовым документом страны – бюджетом РФ. О том, какие средства и какие инструменты будут использованы в бюджете для поддержки и развития предпринимательства, рассказал директор Департамента проектной и инвестиционной деятельности ТПП РФ Кирилл Баранов.

27 сентября 2022 года Кирилл Баранов принял участие в работе Экспертного совета при Комитете СФ по бюджету и финансовым рынкам в рамках подготовки к парламентским слушаниям о проекте федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024-25 годов. Парламентские слушания состоялись 3 октября 2022 года под председательством Валентины Матвиенко, с участием министра финансов России Антона Силуанова, губернаторов ряда регионов.

По итогам участия в парламентских слушаниях Кирилл Баранов отметил, что по понятным и обоснованным причинам бюджет на будущие периоды носит, во-многом, социальный характер, однако, большая работа запланирована и по развитию предпринимательства. В частности, министр финансов России Антон Силуанов проинформировал, что соответствующие расходы бюджета заложены на льготное финансирование бизнеса, в частности, через механизм СПИК 2.0, а также специально выделены средства на поддержку промышленных кластеров.

Такое усиление роли государства как институционального инвестора закономерно и является характерной чертой для мобилизационной экономики. Это решение представляется системным и последовательным, его следует рассматривать в совокупности с ранее принятыми решениями о докапитализации ВЭБ.РФ и докапитализации Фонда развития промышленности.

Таким образом, создается возможность для российских предпринимателей (учитывая мораторий на банкротство) хеджировать политические и страновые риски через использование льготных механизмов финансирования. Особенное значение такое финансирование приобретает, учитывая позицию Банка России, опубликованную в Докладе для общественных обсуждений о том, что «для финансирования приоритетных, имеющих стратегическое значение для страны инвестиционных проектов и программ должны использоваться в первую очередь средства государственного бюджета (в том числе за счет увеличения внутреннего государственного долга) и возможности государственных институтов развития» (стр.9 прим.авт.). Безусловно, эта позиция не означает, что банковский сектор не будет вовлечен в проекты развития, что также отмечено в докладе.

Завершая слушания, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила важность работы региональных властей по привлечению частных инвесторов и реализации инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства. Аналогичную позицию высказывал и в ходе к подготовке к слушаниям председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов. Он отметил необходимость повышения эффективности в процессе пополнения и расходования бюджетов субъектов. При этом такую эффективность председатель связал с необходимостью для региональных властей работать над повышением конкурентоспособности своего региона среди потенциальных инвесторов.

На обеспечение возможности повышения такой эффективности направлена реализуемая Правительством России программа поддержки новых инвестиционных проектов «Региональный инвестиционный стандарт». Как ранее отмечал первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов: «Внедрение и соответствие новому региональному инвестиционному стандарту будет входным билетом для получения поддержки по линии инвестиционного налогового вычета и другим мерам содействия инвестиционной деятельности. При этом мы не призываем разрушать действующие механизмы привлечения инвестиций. Но их дееспособность должен будет подтвердить конечный бенефициар – инвестор».
 
Источник: kapital-rus.ru