МКАС 90 лет – полет нормальный [1]

Алексей. А. Костин,

председатель МКАС и МАК при ТПП РФ, кандидат юридических наук, профессор

 

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате (далее – МКАС) является в строгом юридическом смысле «наследником по закону» Внешнеторговой арбитражной комиссии (далее – ВТАК) при Всесоюзной торговой палате, созданной во исполнение Постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров «О внешне-торговой арбитражной комиссии при Всесоюзной торговой палате» от 17 июня 1932 года.

Создание в нашей стране арбитражного органа, призванного на постоянной основе разрешать внешнеторговые споры, в значительной степени было продиктовано обоснованными сомнениями в независимости и беспристрастности зарубежных судов и арбитражей в отношении отечественных участников соответствующих споров. Наблюдение за нынешней международной обстановкой в полной мере позволяет ощутить оправданность указанных сомнений и обоснованность принятых мер.

Отличительной чертой этого старейшего в нашей стране арбитражного учреждения на протяжении всего времени существования являлось то обстоятельство, что его правовое положение всегда определялось нормами закона. В настоящее время правовой статус МКАС определяется Приложением I к Закону РФ «О международном коммерческом арбитраже» 1993 года, в котором указано, что он является преемником арбитражного суда при ТПП СССР, образованного в 1932 году, т.е. Внешнеторговой арбитражной комиссии.

Лишь более полувека спустя название ВТАК было заменено на «Арбитражный суд» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 .12 1987 г.), что, скорее всего, было связано с терминологией Московской конвенции об арбитраже 1972 года и существованием Единообразного регламента арбитражных судов при торговых палатах стран-членов СЭВ. Примечательно, что название созданного в Китае в 1954 году первого арбитражного учреждения[2] полностью совпадало с названием ВТАК, а сам термин «арбитражная комиссия» получил повсеместное распространение в этой стране.

В юбилейный год уместно кратко остановиться на характерных чертах ВТАК/МКАС, которые до сих пор составляют фундамент этой организации.

Во-первых, следует отметить, что в качестве организации, которой было получено, выражаясь современным языком, заниматься администрированием арбитража, включая принятие различных регламентных документов, регулирующих третейское разбирательство и утверждение списков арбитров, была указана Торговая (сейчас – Торгово-промышленная) палата. Такое решение вполне согласуется с долголетней международной практикой, ибо содействие разрешению коммерческих, в том числе международных, споров является функцией, имманентно присущей торговым палатам.

Во-вторых, во ВТАК/МКАС всегда формировались утверждаемые ТПП публичные списки арбитров. Количество арбитров в списках со временем изменялось в сторону увеличения сообразно увеличению объема деятельности, также менялись правила производства дел (регламенты), учитывавшие господствующие тенденции в развитии международного коммерческого арбитража. Примечательно, что в начале пути во ВТАК было всего 15 членов (арбитров), назначаемых на один год из «представителей торговых, промышленных, транспортных и т.п. организаций, а также лиц, обладающих специальными знаниями в области внешней торговли». Заметим, что арбитры в то время могли избираться или назначаться только из списка. При этом в Постановлении о ВТАК 1932 года не было указаний на необходимость наличия у арбитров юридического образования или советского гражданства, хотя вплоть до 1995 года в списках арбитров МКАС не было иностранцев.

Современное российское законодательство об арбитраже также предусматривает наличие в постоянно действующем арбитражном учреждении списка (списков) арбитров, которые, однако, для сторон не могут иметь обязательного характера.

Заметно изменилась и организационная структура. Помимо Председателя и его заместителей (эти фигуры изначально присутствовали во ВТАК) в современном МКАС действуют коллегиальные органы – Президиум и Комитеты по назначениям (и отводам) арбитров, в деятельности которых принимают участие и иностранные арбитры.

Еще одна уникальная черта ВТАК долгое время состояла в том, что принятые под ее эгидой арбитражные решения являлись окончательными и не подлежащими обжалованию. Данное правило претерпело кардинальное изменение в 1993 году, когда указанным ранее законом о МКА была установлена возможность и процедура оспаривания арбитражных решений.

Заслуживающим внимания в контексте современного международного коммерческого арбитража является и вопрос об обеспечительных мерах, особенно на стадии, когда состав арбитров еще не 6ыл сформирован. В этой связи в Регламентах известных зарубежных арбитражных центров сравнительно недавно появилась фигура так называемого чрезвычайного арбитра (emergency arbitrator), назначаемого специально для принятия мер по обеспечению заявленного иска в пределах крайне сжатого срока. В этой связи невозможно не оценить прозорливость создателей первого Регламента (Правил о производстве дел во Внешнеторговой арбитражной комиссии 1932 г.), предусмотревших полномочия Председателя ВТАК по установлению размера и формы обеспечения поданного искового требования. Впоследствии это правило трансформировалось в нормы законов, определявших Положения о ВТАК и МКАС. Так, в ныне действующем Положении о МКАС (п. 10) содержится следующая норма: «По делам, подлежащим рассмотрению в Международном Коммерческом Арбитражном Суде, Председатель Международного Коммерческого Арбитражного Суда может по просьбе одной из сторон распорядиться о принятии обеспечительных мер». Здесь следует обратить внимание на два аспекта. Во-первых, обеспечительные меры могут быть запрошены стороной еще до фактического заявления иска (разумеется, при наличии арбитражного соглашения в пользу МКАС). А во-вторых, они могут быть обращены не только к сторонам, но и к иным лицам, например, банкам. Указанная законодательная регламентация позволяет обходиться без обращения к ранее указанной фигуре чрезвычайного арбитра, полномочия которого основаны на соглашении сторон.

Наиболее кардинальные изменения в статусе МКАС произошли в результате принятого по результатам недавней реформы законодательства касательно арбитража (третейского разбирательства), которое установило в нашей стране разрешительный порядок создания постоянно действующих арбитражных учреждений (ПДАУ) исключительно некоммерческими организациями.

Хотя МКАС в силу его природы статутного арбитражного учреждения не требовалось получения разрешения правительства, все прочие требования новых законов, в том числе проистекавшие из уточненного Положения о МКАС, были учтены в разработанных регламентных документах, которые в числе первых были депонированы в Министерстве юстиции России. Так, впервые в своей истории МКАС был наделен правом администрировать арбитраж внутренних споров и открывать свои отделения за пределами Москвы. К моменту написания данных строк открыто 24 отделения. Кроме того, законодательно было установлено правопреемство МКАС в отношении Третейского суда для разрешения экономических споров и Спортивного арбитража, созданных и функционировавших ранее при ТПП РФ. Указанные изменения, в частности, стали реакцией на пожелание государства использовать авторитет и высокие стандарты арбитражного разбирательства в МКАС для продвижения арбитража в регионах России.

Изменившиеся правовые условия потребовали разработки и утверждения ТПП РФ четырех взаимосвязанных регламентов, которые получили название Правил: 1) арбитража международных коммерческих споров; 2) арбитража внутренних споров; 3) арбитража корпоративных споров; 4) арбитража спортивных споров. Также были приняты общие для всех указанных направлений арбитража документы, а именно: Положение об организационных основах деятельности МКАС, Положение об арбитражных расходах и сборах, Положение о гонорарах и вознаграждениях. Были также обновлены Правила оказания МКАС содействия арбитражам ad hoc. За прошедшее время указанные регламентные документы прошли проверку временем, продемонстрировав свою эффективность на практике. Лишь незначительным изменениям подверглись правила корпоративных споров и расчета арбитражных сборов в арбитраже внутренних споров.

Следует особо указать на принятие обязательных для арбитров, принимающих участие в разбирательствах под эгидой МКАС, обновленных Правил о беспристрастности и независимости арбитров 2021 года, учитывающих современные международные требования.

Хорошо известно изречение, что «арбитраж настолько хорош, настолько хороши арбитры». Как отмечено ранее, формирование списков арбитров МКАС и модальность их применения не оставались неизменными. При этом первоочередной задачей всегда было привлечение в списки наиболее компетентных и авторитетных специалистов, обладающих безупречной репутацией. В настоящее время общее число арбитров, состоящих в четырех списках (с учетом применимых правил арбитража), включает более 300 российских и зарубежных арбитров. Согласно Положению об организационных основах деятельности МКАС указанные списки арбитров утверждаются сроком на шесть лет. Соответственно, действие нынешних списков арбитров истекает в 2023 г.

Хотелось бы отметить и еще одно значимое конкурентное преимущество МКАС, которое связано с соотношением «цена – качество». Хорошо известно, что арбитражный сбор, подлежащий уплате по международным коммерческим спорам в МКАС, существенно ниже, чем в аналогичных зарубежных арбитражных институциях. Применительно к арбитражу внутренних споров шкала сборов весьма близка к уровню государственной пошлины в арбитражных судах РФ. Между тем, качество решений, выносимых третейскими судами под эгидой МКАС, находится на достойном уровне, что способствует их успешному исполнению как в нашей стране, так и за ее пределами.

Что касается деятельности арбитражных институтов в режиме современных санкций и контрсанкций, следует особо подчеркнуть, что как российские законы, так и, разумеется, сам МКАС никогда не создавали препятствий или сложностей для реализации права сторон на рассмотрение споров в согласованном сторонами арбитражном порядке. Такое право полностью соответствует Конституции России, что неоднократно подтверждалось Конституционным судом РФ. И, действительно, как с точки зрения здравого смысла возможно оценить правомерность или неправомерность поведения сторон международных контрактов, закрывая или существенно осложняя доступ к процедуре, о которой эти стороны сами договорились?

Подводя итог краткому экскурсу в долгую историю юбиляра, осталось пожелать ему успешного продолжения полета на высокой орбите международного коммерческого арбитража.

 

[1] Название настоящей статьи подсказано возможной схожестью (в зависимости от произношения) аббревиатур МКАС и МКС (международная космическая станция).

[2] Современное название – Китайская арбитражная комиссия по международной экономике и торговле (СIETAC).

Источник: mkas.tpprf.ru