Меньше рискует тот, кто готов управлять рисками

В последние годы произошло значительное реформирование законодательства в сфере безопасности труда. В производственных компаниях возникла потребность в управлении рисками. И здесь важно найти баланс в вопросах управления профессиональными рисками, не увеличивая при этом нагрузку на малый бизнес, отмечает директор Департамента развития предпринимательства ТПП РФ Денис Дыбов.

Начиная с 2022 года, одним из основных инструментов системы управления охраной труда является оценка профессиональных рисков, с учетом результатов которой формируются такие процедуры системы управления охраной труда (СУОТ), как: обучение работников, организация медосмотров, выдача средств индивидуальной защиты и т. д.

Профессиональные риски сопровождают любой производственный процесс, создавая для руководства организации потребность в управлении рисками, которое заключается в том, чтобы своевременно выявить угрожающие факторы, оценить степень их опасности и принять меры по устранению либо снижению потенциального вреда.

Новая редакция раздела X «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации, вступившая в силу с 1 марта 2022 года, предусматривает управление профессиональными рисками как основу высокого уровня обеспечения безопасности труда работников.

Статья 214 ТК РФ обязала работодателя систематически выявлять опасности и профессиональные риски, а также проводить их регулярный анализ и оценку. Для СУОТ установлена четкая периодичность – один раз в пять лет. Оценка профессиональных рисков по законодательству должна проводиться каждый раз, когда происходят серьезные изменения условий труда (ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень риска для работающих, и т. д).

Предусматривается ответственность по КоАП статья 5.27.1 «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».

Штраф для должностных лиц — от 2 000 до 5 000 руб.;

Штраф для ИП — от 2 000 до 5 000 руб.;

Штраф для юридических лиц — от 50 000 до 80 000 руб.

Немаловажным инструментом по снижению нагрузки на малый и средний бизнес, а также снижение рисков наступления производственного травматизма, является профилактический визит, закрепленный в ст.52 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Однако многие работодатели не знают про возможность пригласить инспектора к себе в организацию с целью оказания консультативной помощи, а другие опасаются, что данный визит повлечет за собой административную ответственность.

По мнению директора Департамента развития предпринимательства ТПП РФ Дениса Дыбова, Минтруду РФ необходимо предусмотреть возможность по массовому информированию предпринимателей и разъяснению непосредственно плюсов визита через федеральные информационные компании. Также органам власти, помимо контрольно-надзорной деятельности, важно повысить мотивацию работодателей в управлении профрисками не из-за административного наказания, а с целью получения дополнительных преференций и денежных возмещений. Примером данного подхода может быть проведение оценки профессиональных рисков экспертной организацией за счет средств, полученных с отчислений работодателя в ФСС РФ снижение группы риска организаций для снижения частоты проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Наша задача - иметь баланс в вопросах сохранения здоровья и жизни сотрудников, не увеличивая при этом нагрузку на малый бизнес.

Источник: svodka-plus.ru