Внедрение информационных технологий во все аспекты жизни является основной современной тенденцией социально-экономически развитых стран мира. Использование цифровых инструментов в сопровождении экспортной деятельности значительно упрощает выход предпринимателей на международный рынок. Внедряя цифровые технологии, компании-экспортеры оптимизируют затраты, повышают качество экспортной продукции, ускоряют процесс поставки товаров и услуг, а самое главное – это позволяет им снизить до минимума бюрократические барьеры.
Нельзя не отметить, что предложения новых технологических цифровых решений во многих случаях являются определяющими для повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках, особенно в условиях ограничений. Спектр таких цифровых решений может включать в себя использование различных торговых цифровых систем и площадок, цифровых платежных сервисов, а также информационные инструменты, связанные с анализом внешних рынков и потребителей. Дополнительно, могут быль востребованы цифровые технологии в сфере логистики от цифровых платформ поиска перевозчиков до автоматизированного трекинга экспортируемых товаров.
Также, одной из важных целей внедрения новых цифровых решений в процедуры экспорта, по мнению наших экспертов, является снятие административных барьеров за счёт упрощения доступа к таможенным процедурам и к мерам господдержки, что даёт конкурентное преимущество отечественным компаниям на многих зарубежных рынках.
На сегодняшний день, одной из приоритетных задач ТПП РФ, является предоставление производителям, экспортерам, импортерам и участникам ВЭД комплексной информационной поддержки в цифровом формате для развития экономической интеграции на пространстве ЕАЭС, снижения издержек и коммерческих рисков. ТПП России в течение значительного времени занимается предоставлением комплексных информационных услуг через собственную цифровую платформу, включающую поддержку экономических субъектов на всех этапах коммерческой деятельности, планирования экспорта и импорта: от выбора рыночного сегмента и продвижения производителя на конкретном рынке до проверки надежности контрагента или поставщика. Оказание подобных информационных услуг основано на использовании ресурсов и возможностей информационной системы «Электронная ТПП», которая на интерактивной платформе объединяет в себе всех участников системы торгово-промышленных палат, включая ТПП РФ, муниципальные и региональные торгово-промышленные палаты и более 50 тысяч отечественных предприятий-членов системы ТПП. В настоящее время, наиболее востребованными цифровыми сервисами для российских участников ВЭД, которые предоставляет ТПП РФ, являются услуги по юридической и финансовой проверке иностранных юридических лиц, запросы на поиск надежных партнеров на зарубежных рынках и в России, а также актуальная маркетинговая и аналитическая информация по перспективным экспортным направлениям.
По нашему мнению, в современных меняющихся экономических условиях и увеличении конкуренции использование цифровых услуг значительно экономит время и ресурсы бизнеса, а наличие актуальных цифровых информационных сервисов, позволяет участнику ВЭД быть на шаг впереди конкурентов.