Их привлекает альтернатива, говорит Президент ТПП РФ, глава российской части Делового совета БРИКС Сергей Катырин. Объединение, в которое сегодня входят Бразилия, Россия, Индия, КНР и ЮАР, предлагает всестороннее сотрудничество для свободного развития своих членов в противовес диктату глобальной политико-экономической повестки, которая со все большим трудом продвигается сегодня США с помощью западноориентированных блоков. «Относительно диктата – не мои слова, это Newsweek написал, но сложно не согласиться с таким утверждением», - уточнил Сергей Катырин.
По словам главы российской части Делового совета организации, развивать всестороннее взаимодействие в рамках «треугольника» Россия-Индия-Китай, что и стало прообразом БРИКС, предложил в свое время Евгений Примаков, политик, ученый, десять лет возглавлявший ТПП РФ. Палата самым активным образом способствует контактам предпринимателей стран БРИКС, снижению административных барьеров, реализации совместных проектов, подчеркнул Сергей Катырин.
Сергей Катырин сообщил редакции, что «основание организации в 2006 году, кстати, на Петербургском международном экономическом форуме, вызвало, с одной стороны, некий скепсис, а с другой – заметное недовольство США из-за возможной конкуренции». «По мере роста авторитета БРИКС США будет пытаться увеличивать давление на страны-участницы объединения, чтобы сохранить присвоенное себе звание центра мировой цивилизации и мировой экономики», - сказал он.
Многие государства не хотят вписываться в такую американскую «систему поведения», а БРИКС предоставляет такую возможность, пояснил Сергей Катырин.
Цель создания объединения – содействие стабильному росту экономик членов БРИКС, финансирование проектов в области инфраструктуры и в целом организация, хотя страны, входящие в нее, имеет разный экономический потенциал, характеризуется мощной развивающейся экономикой и важными для всего мира ресурсами. Экономические системы участников содружества оказывают огромное влияние на мировой рынок, подчеркивает Президент ТПП РФ и приводит такие данные: площадь нынешних пяти стран организации – это порядка 30 процентов всей суши, в них проживает без малого половина населения Земли. По ВВП Китай –первая экономика мира, Индия — третья, Россия — шестая.
Многие ученые и политики называют сегодня БРИКС «новой силой» и иногда даже сравнивают с НАТО или ООН.
У БРИКС амбициозные задачи, среди которых противодействие мировому кризису в экономике, повышение качества жизни своего населения, переход к высоким технологиям во всех возможных областях жизни.
С 2015 года действует Банк развития БРИКС – своеобразная альтернатива МВФ с капиталом акционеров 100 млрд долларов. Банк, сообщил Сергей Катырин, финансирует проекты в государствах объединения, естественно, и в России.
Идет работа по созданию своей платежной системы BRICS Pay, которой можно будет пользоваться в странах-участницах. Создан Пул валютных резервов в сто млрд долларов для использования в непредвиденных ситуациях. В организации действует Сетевой университет с программами для магистров, он работает на базе вузов стран-участниц. Обсуждается создание своей независимой системы кредитных рейтингов. Это необходимо уже хотя бы потому, что многие известные нынешние рейтинговые агентства в своих оценках не избавлены от политического влияния, в чем и Россия не единожды убеждалась на собственном опыте, заявил Президент ТПП РФ. Наиболее перспективным решением здесь, по мнению Сергея Катырина, представляется создание Альянса рейтинговых агентств БРИКС, объединенных общей методологией. Это позволит сохранить суверенитет в регулировании кредитных рейтингов в каждой из стран «пятерки».
«Вот, собственно, часть из того, чем заняты страны-члены БРИКС и что, я полагаю, весьма привлекательно для многих развивающихся стран», - отметил Сергей Катырин.
Заявки на вступление в организацию подали Аргентина и Иран, буквально на днях – Алжир. Участием в БРИКС активно интересуются также Турция, Саудовская Аравия, Египет...«В целом сегодня примерно полтора десятка государств примериваются к вступлению в организацию», - заключил Сергей Катырин и добавил, -"Но процесс вступления, естественно, не быстрый, он требует и времени, и тщательного обсуждения каждой заявки».