Алексей Григорьевич, какие изменения в организации выставок происходят в последнее время? Какие тренды кажутся вам наиболее значимыми?
Алексей Вялкин: За период пандемии и мы, и наши экспоненты соскучились по живому выставочному общению. И если еще в прошлом году был крен в сторону онлайн-мероприятий в соотношении примерно 70 на 30 процентов, то сейчас ситуация выровнялась. Это мы видим, в том числе, и по Российской промышленной неделе, которая завершилась в конце октября. Мы провели три больших выставки в рамках Недели. Например, выставка "Технофорум" показала рост посещаемости на 68 процентов по сравнению с прошлым годом.
По понятным причинам в последнее время мы наблюдаем увеличение количества российских предприятий на выставках. Можно сказать, мы практически не пострадали от ухода компаний из недружественных стран. Сейчас выявился тренд на их полную локализацию под другими брендами.
Алексей Вялкин: Здесь мы, что называется, сыграли на опережение. Пять лет назад вместе с Торгово-промышленной палатой и профильным комитетом Госдумы "Экспоцентр" запустил проект "НТИ-Экспо" (Наука, технологии, инновации - Экспо). Это целый комплекс мероприятий, наиболее крупными из которых являются Российская промышленная неделя, Российская неделя здравоохранения и Российская неделя высоких технологий. Это три кита, на которых стоит проект. Почему мы это в свое время сделали? В конце сентября обнародован очередной Глобальный рейтинг инноваций, который существует с 1992 года. В нем анализируются данные 132 стран по 81 показателю. К сожалению, на протяжении последних пяти лет занимаем там места с 45 по 47, не поднимаясь выше. Мы посмотрели, где мы отстаем, где есть резервы. Наш плюс - мощная ресурсная, в том числе, кадровая база. А самый главный минус - отсутствие потока внедрения инновационных продуктов в производство. И "Экспоцентр" может выступать интеграционной площадкой показа тех технологий и инновационных продуктов отечественного производства, которые могут быть внедрены в промышленность относительно быстро. Инновационный процесс наладить непросто: необходимо новое оборудование, надо обучить специалистов, обеспечить обслуживание, ИТ-технологии. А зачем предприятию это надо, если у него выпускаемую продукцию берут и так? И вот тут надо максимально помочь производителям преференциями или грантами на внедрение инновационного продукта.
5 декабря стартует традиционный Международный научно-практический форум "Российская неделя здравоохранения", в который входит целый ряд международных выставок. Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее.
В 2021 году форум и входящие в него международные выставки "Здравоохранение", "Здоровый образ жизни", "MedTravelExpo. Санатории. Курорты. Медицинские центры", "ФармМедПром" стал крупнейшим федеральным событием в области медицины, прошедшим в рамках объявленного президентом РФ Года науки и технологий.
Какие тенденции будут характерны для "Российской недели здравоохранения-2022"?
Алексей Вялкин: В этом году ключевыми событиями программы форума станут более 70 крупных отраслевых мероприятий. Традиционно здесь медицинское сообщество подводит итоги уходящего года и определяет основные задачи на следующий год. В этом году на площадке РНЗ будут подведены еще и итоги первого года Десятилетия науки и технологий в области медицины, что, конечно, налагает на нас особую ответственность.
Основными задачами Десятилетия являются привлечение талантливой молодежи в науку, вовлечение опытных специалистов в решение важнейших для страны технических задач, а также популяризация достижений ученых. Форум на площадке ЦВК "Экспоцентр" представит все три направления.
Площадку действительно любят студенты, потому что здесь всегда можно увидеть медицинскую технику и оборудование будущего - именно те, с которыми выпускникам вузов придется работать в клиниках через несколько лет. Для нас чрезвычайно важно демонстрировать технологии будущего заинтересованной студенческой аудитории и, конечно, поддерживать молодых ученых-медиков. Когда мы совместно с Международным фондом развития биомедицинских технологий имени В.П. Филатова три года назад задумывали проведение Междисциплинарного форума "Медицина молодая", основной идеей было вернуть интерес к науке студентам-медикам, которые из вузовских аудиторий самоотверженно шагнули в "красные зоны" и боролись с ковидом. Идея нашла поддержку у выдающихся российских ученых, поэтому первый же форум "Медицина молодая" привлек благодаря инновационным мультимедийным технологиям "Экспоцентра" более 3500 участников почти из 100 городов всех регионов России.
Еще одна важная задача - создать условия для продвижения инновационных разработок. Именно поэтому в первый же день Недели презентуется сразу несколько площадок - своеобразных "точек роста", где сходятся интересы российской науки, производителей, инвесторов, и конечно же, потребителей - специалистов отрасли. В частности, это аддитивные и биомедицинские технологии, медицинская робототехника, цифровая медицина. Третья задача, которую помогает реализовывать "Экспоцентр" в рамках РНЗ, - популяризация достижений российских ученых, знакомство посетителей выставок с инновациями в медицине. Предусмотрен и формат "бизнес для потребителя" - не только специалистов, но и всех интересующихся темой медицины и здорового образа жизни.
Особой популярностью пользуется выставка "MedTravelExpo. Санатории. Курорты. Медицинские центры". В последнее время санаторно-курортные учреждения обретают "вторую жизнь" - этот год стал рекордным по их посещаемости. На неделе ведущие клиники и санаторно-курортные комплексы представят свои возможности, достижения, инновационное оборудование на III Международном фестивале активного образа жизни и здоровья MEDTRAVELFEST. Программа фестиваля интерактивна - посетители смогут принять личное участие в уникальных мастер-классах, получить автограф у авторов книг, позаниматься "северной" ходьбой, пройти диагностический скрининг, подобрать санаторий, курорт или медицинский центр по рекомендациям специалистов. Особое внимание будет уделено теме корпоративного здоровья.
Каковы планы по развитию "Экспоцентра"?
Алексей Вялкин: Планов много, и по расширению программ традиционных для нас выставок, и по новым проектам. К примеру, у нас, на мой взгляд, слабо представлен спорт. А сейчас самое время обратить внимание и на детский, школьный спорт, и на массовый. Здесь может быть охват от производства спортивных товаров до здорового образа жизни. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить за вклад в наше общее дело всех сотрудников комплекса. Это команда, с которой работается максимально комфортно, - и профессионально, и по-человечески.
Ольга Неверова