Роман Востриков: стратегии хеджирования помогают бизнесу преодолеть штормовые периоды в экономике

Каждый раз во время значительных макроэкономических потрясений в бизнес-среде возникает тема форс-мажора: нет возможности поставить, заплатить, перевезти, произвести. При этом зачастую риски, из-за которых возникает такие ситуации, можно было взять под контроль заранее, уверен директор департамента развития АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ Роман Востриков.

 

«СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ много лет работает на международном рынке инспекции сырьевых товаров. Мы видим и анализируем методики защиты от рисков, которые применяют трейдеры для страхования своей прибыли, что позволяет нам говорить о полезности данных инструментов, опираясь на сплав теории и практики.
Возьмем, к примеру, валютный риск: резкий рост или падение курса рубля. Все понимают, что мировое разделение труда существует не просто так, избежать покупки комплектующих или готовых изделий из стран, где их умеют производить лучше остальных - невозможно. Если брать зарубежный опыт, то ни один крупный промышленный потребитель не будет заключать договор с поставщиком без понимания, как тот застрахует чувствительные поставки от влияния внешних обстоятельств. Финансовых санкций или банковских гарантий тут недостаточно, поскольку в итоге поставщик заявит, что либо нет денег купить комплектующие по новой цене, либо банк откажется платить по гарантии (не для того она выпускалась за 4% комиссии, чтобы потом отдать 100% - юристы банков не зря едят свой хлеб). Поэтому понятный механизм управления финансовыми рисками в таких ситуациях именно хеджирование, которому в первую очередь предлагают обучиться, как откровению, студентам бизнес-школ.
Хеджирование стоит на двух условных «ногах». Первая – финансовая, связанная с биржевым рынком или посредником, вторая – физическая, непосредственно связанная с реальной сделкой с товаром. Согласно Налоговому кодексу РФ (п.5 ст. 301) инициатор уведомляет ИФНС о применении такой схемы и показывает, как будет сальдировать результат по финансовой и физической (товарной) сторонам сделки в процессе реализации риска, от которого страхуется.
Поставщик, который выиграл тендер на поставку импортного товара, например, оборудования или спецтехники, в результате резкого роста курса иностранной валюты иногда просто физически не может исполнить контракт потому, что у него нет такого количества денег. Цена вопроса – сорванные графики реализации в больших проектах и другой каскад негативных последствий. На практике, если бы в момент сделки использовался инструмент хеджирования, то поставщик получил бы прибыль по финансовой «ноге» сделки, которую мог бы использовать для перекрытия убытка при конвертации рублей в валюту по высокому курсу. Правда, это работает и наоборот: если бы рубль укрепился, то финансовая часть принесла бы убыток, но в реальном рынке товар бы достался дешевле.
В конкретном примере хеджирование просто позволило бы зафиксировать рублевую цену и спокойно работать в рамках бюджета. Но в реальной жизни этому инструменту противостоят сложившиеся на российском рынке подходы к проведению конкурсных процедур. Всем известно: в конкурсах побеждает тот, кто предложит товар дешевле. Соответственно хеджироваться (а стоимость хеджирования обойдется, как минимум, в стоимость денег на межбанке) – значит потенциально проиграть заказ тому поставщику, который будет котировать товар без учета издержек на страхование от рисков.
Что в результате? А в результате покупатель получает «успешно» проведенный конкурс, мнимую экономию за счет закупки максимально дешевого продукта и все риски в полном объеме на грудь себе, а не на грудь поставщику. Принцип «авось» в чистом виде.
Да, часть закупщиков пытается решить этот вопрос аккредитациями, допуская к торгам только компании, с которых можно что-то взыскивать. Но таким способом риск просто перераспределяется в другую плоскость: компании, у которых есть значительные активы, которыми они могут ответить по обязательствам, как правило, имеют возможность нанять хороших юристов для защиты себя в спорных ситуациях.
Уместное внедрение хеджирования как обязательного инструмент в закупках, позволило бы уйти и от избыточного контроля финансового состояния контрагента-поставщика, и от затрат на проведение аккредитационных процедур. Расширился бы и перечень поставщиков, создающих здоровую конкуренцию друг другу.
Причина, по которой не используется хеджирование, увы, банальна. Это стремление избежать дополнительных издержек, которые в моменте кажутся эфемерными. Если в примере, который я приводил выше, цена на товар упадет (рубль укрепится), то нельзя будет воспользоваться этой ситуацией для своей прибыли, а хедж будет волочиться «как парашют за Штирлицем» в финансовой части сделки принося убытки, которые съедят весь профит от падения цены базового актива.
Но когда в прошлый раз цены на нефть сильно падали, часть производителей сланцевой нефти не смогли пережить этот период, а другая часть спокойно и вдумчиво реализовала свои защитные хедж-стратегии и на этой финансовой подушке спокойно преодолела все штормы сложного периода.
Сейчас происходит дискуссия о внедрении криптовалют в качестве средств расчетов, в том числе для ограничения взаимодействия с западной финансовой системой. Вот-вот большие корпорации выйдут с вполне серьезными намерениями на рынок ранее доступный только «финансовым анархистам». Чем это в перспективе грозит участникам рынка? Новыми рисками, которые важно видеть, учитывать, страховать. Волатильность криптовалют очень высокая, и маловероятно, что какой-либо из госконцернов готов существенно переплачивать или недополучать прибыль из-за колебаний цифровых валют. Поэтому рекомендация проста: подумайте о внедрении схем страхования своего бизнеса от возможных проблем уже сейчас, в самом начале.
Еще одна суперактуальное поле для применения инструмента хеджирования – внешнеэкономическая деятельность. Конфигурации схем поставок из дружественных и недружественных стран становятся все затейливее. Тут тебе и турецкая лира, и юань и все виды среднеазиатских в цепочке. По запросам клиентов мы даже специально запустили сервис по параллельному импорту, где в рамках комплексной услуги можем вместе с клиентами продумать риски и выделить те, где есть смысл хеджирования. В этом нам помогает опыт, мы оказываем сюрвейерские и консалтинговые услуги, и на практике видим специфические риски, которые возникают на разных концах торговых и производственных цепочек.

 

Источник: www.rbgmedia.ru