Елена Дыбова: Сельскохозяйственный малый бизнес заявляет об излишней отчетности и непрозрачности получения государственной поддержки

Выступая на парламентских слушаниях Совета Федерации ФС РФ 18 ноября на тему: «Об эффективности и доступности мер государственной поддержки для сельскохозяйственных товаропроизводителей» вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова затронула вопросы излишней отчетности и непрозрачности получения государственной поддержки сельхозтоваропроизводителями.

«Мы получаем информацию из регионов от предпринимателей, бизнес ставит вопросы об отсутствии прозрачности получения государственных субсидий. Во-первых, у предпринимателя отсутствует полная информация из единого источника обо всех программах поддержки сельхозтоваропроизводителей, объемах, сроках, требованиях и количестве документов: куда обращаться и представлять сведения и на какую конкретно программу и условия поддержки он может рассчитывать. Направлений сегодня много, и разобраться в них крайне сложно: простая информация для МСП недоступна.

Если мы активно говорим о цифровизации, то, в первую очередь, на государственных платформах и порталах должна размещаться актуальная информация о сроках начала выдачи субсидий, когда и куда принести документы, на какие суммы можно претендовать, информация должна быть четкой, адресной, и понятной.

Во вторых, бизнес заявляет о полном отсутствии прозрачности и публичности итоговой отчетности в распределении мер поддержки между участниками рынка. Так как средства субсидий и грантов всегда ограничены в объемах и обычно на всех их не хватает, информация о том, кто конкретно получил поддержку и по каким критериям она распределена, официально не публикуется ни на сайтах региональных министерств, ни на сайте Минсельхоза России. Информация отсутствует в публичном пространстве, что вызывает у бизнеса реакцию подозрений в коррупционной составляющей. Нужно своевременно и регулярно публиковать данную информацию, тогда мы снимем все подозрения, что государственные субсидии достаются только крупным агрохолдингам.

Вторая проблема – это отчетность после получения субсидии. Получатели грантов заявляют об излишней бюрократизации последующего подтверждения целевого использования этих средств. В большинстве случаев, помимо представления ежемесячно огромного объема документации в электронном виде, специалистами региональных министерств требуется тот же набор документов в бумажном виде, завизированный подписью предпринимателя на каждом листе.

По опросам бизнеса, практически 82% тех, кто получил господдержку, заявляют о том, что больше не возьмут и 1 рубля, так как остается сильный осадок излишней бюрократии этого процесса.
Поэтому сегодня нужно найти разумный компромисс, с одной стороны государство способствует развитию сельского хозяйства, направляет значительные средства на поддержку и заинтересовано в том, чтобы бизнес брал субсидии, но с другой стороны – резко снижает интерес предпринимателей к мерам поддержки непосильными требованиями и отчетами».

Источник: www.gosrf.ru