Евразийская экономическая комиссия вынесла на публичное обсуждение Концепцию создания Евразийской системы обеспечения качества продукции (ЕСОК). Она разработана в соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. О важных моментах и проблемных аспектах Концепции рассказал председатель Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Сергей Пугачев.
В настоящее время на государственном уровне принята только Стратегия повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.06.2016 № 1364р).
Возвращение в рамках ЕСОК понимания качества как интеграции безопасности, удовлетворения потребителей и конкурентоспособности продукции – это возвращение к изначально правильному пониманию качества продукции, от которого отказались в 2002 году после принятия федерального закона «О техническом регулировании». Принципиально важным положением Концепции ЕСОК является утверждение предприятия в качестве центрального звена обеспечения качества и конкурентоспособности продукции. Впервые вводится комплексное понятие инфраструктуры обеспечения качества, которая будет охватывать все необходимые элементы и инструменты обеспечения качества – от госполитики и институциональных условий вплоть до организаций по оценке соответствия.
Вместе с тем, первичный анализ Концепции выявил ряд существенных проблем, которые необходимо учесть при ее доработке. В принципах и задачах ЕСОК отсутствуют: комплексное синергетическое (взаимоувязанное) развитие инфраструктуры качества; формирование инфраструктурной среды и встраивание предприятия в инфраструктуру качества на всех стадиях жизненного цикла продукции.
При описании инфраструктурных возможностей среды предприятия выпали институциональные условия – доступ предприятия к инфраструктуре качества, а при описании условий для производства качественной продукции совершенно пропали реальные проблемы предприятия по исключению дублирования многочисленных разрешительных режимов (аттестация, включение в многочисленные реестры, экспертиза и т.д.), стимулирование внедрения систем менеджмента качества (СМК), отсутствие развития инфраструктурной среды на федеральном уровне с встраиванием потенциала предприятия. Цифровая трансформация стандартизации в проекте Концепции оказалась полностью выведена из первичного звена – предприятия, что не позволит реализовать ее на практике.
Исключение из числа инструментов инфраструктуры качества для предприятия важнейших составляющих, таких как СРПП, ТУ, СМК, классификаторы и каталогизация, испытательные лаборатории для СРПП и др., не позволит обеспечить реальное влияние государства на обеспечение и развитие качества продукции.
Инфраструктура качества как важнейший комплексный инструмент обеспечения и развития качества выпала в проекте Концепции из взаимосвязи целей и задач ЕСОК со Стратегией ЕАЭС-2025, из решения задачи по повышению качества в приоритетных отраслях, а также из раздела Концепции по управлению и мониторингу ЕСОК.
В проекте Концепции не использован такой важнейший стимул внедрения СМК как закупки компаний с государственным участием.
Целый ряд определений в Концепции (обеспечение качества, конкуренция, равнокомпетентность и др.) недоработаны, неудачно заимствованы и не закрывают намеченные Концепцией области.
В проекте Концепции отсутствует корреляция с Дорожной картой по развитию Системы технического регулирования в РФ до 2025 года, которая в настоящее время прошла публичное обсуждение и находится на финальной стадии утверждения. В результате в проекте Концепции выпали соглашение об ответственности за выпуск в обращение некачественной и опасной продукции; подтверждение соответствия в случае неприменения стандартов; интерпретация требований технических регламентов; унификация запрета, изъятия и отзыва продукции; дублирование разрешительных процедур; обеспечение выполнения обязательств в международных системах сертификации МЭКСЭ, МЭКЕх и др.
Установление опережающих требований к продукции в обязательной сфере недопустимы, т.к. требования безопасности должны быть однозначны и обеспечивать минимально необходимый уровень. Можно устанавливать поэтапный переход к новым требованиям безопасности по мере готовности промышленности и бизнеса.
В ЕСОК полностью отсутствует дорыночная оценка соответствия (сертификация и декларирование соответствия), которая напрямую влияет на безопасность продукции и являются базой для установления ответственности предприятий за выпуск продукции, соответствующей сертифицированным образцам.
Задача по оптимизации схем оценки соответствия серийной продукции, ввозимой из третьих стран, является дискриминацией отечественных производителей и противоречит Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле. В свою очередь, обеспечение качества продукции с учетом требований страны-экспортера должно быть отдельным автономным элементом инфраструктуры качества.
Необходимо отметить очень слабое использование передового зарубежного опыта, например, опыта Китая (система отзыва дефектных товаров и борьба с фальсифицированной продукцией, создание всекитайской сети мониторинга, система гарантии качества продукции со стороны предприятий, система обслуживания (услуги) «лицом к лицу»), опыта Республики Беларусь (добровольная проверка ТУ на соответствие обязательным требованиям, создание и внедрение шаблонов цифрового профиля продукции на основе госсистемы каталогизации, внедрение на предприятиях практики метрологического аудита, создание отраслевых центров компетентности в области инфраструктуры качества, оценка эффективности СМК и их влияния на реализацию бизнес-планов).
Для поддержки предприятий при выходе на рынки третьих стран необходимо создавать на уровне БРИКС рабочую группу по техническим барьерам в торговле, как это предлагается в проекте Дорожной карты развития Системы технического регулирования в РФ.
Ни в коем случае нельзя создавать в ЕАЭС предлагаемую Концепцией новую региональную организацию по стандартизации для пяти государств-членов ЕАЭС взамен межгосударственной системы стандартизации для 12-ти стран-участниц СНГ, которая признана ИСО в качестве региональной организации (EASC). Межгосударственные стандарты являются важнейшим интегрирующим фактором для стран СНГ. Необходимо сохранять рынки сбыта российской продукции в странах СНГ (по данным ВТО увеличение двухстороннего уровня гармонизации стандартов на 10% приводит к увеличению взаимной торговли на 3%), что отмечали все крупнейшие российские ассоциации производителей продукции на Совете по стандартизации при Росстандарте.
Необходимо отметить, что в проекте Концепции слабо прописаны функции органов ЕАЭС по управлению ЕСОК: выпали функции организации реализации Плана мероприятий ЕСОК; отсутствует общая координация, координация работ по стандартизации; в функциях уполномоченного органа государственной власти государства-члена отсутствует главная функция по координации деятельности по реализации Концепции и обеспечения госполитики в области функционирования инфраструктуры качества; в периодическом докладе в Правительство РФ отсутствует информация о результатах по развитию инфраструктуры качества; за ЕЭК не закреплены функции по мониторингу выполнения Плана мероприятий по реализации Концепции и т.д.
В разделе «Экономические и социальные эффекты от реализации Концепции» отсутствуют главные результаты, которые должны быть достигнуты: снижение ущерба в государствах-членах от выпуска продукции ненадлежащего качества и общее повышение качества жизни населения в государствах-членах.
Все вышеуказанные замечания и целый ряд других были представлены автором на специальной сессии, организованной авторами Концепции и посвященной Всемирному дню качества 2022. Также было анонсировано специальное расширенное заседание Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции, на котором будет рассмотрен проект Концепции ЕСОК.