Для сферы образования 2023 год станет в определенном смысле знаковым – в Год педагога и наставника государство начинает работу по масштабной трансформации системы образования. На подходе – очередной этап переосмысления роли и задач образования в стране, поиска новых методов обучения с учетом новых реалий, отмечает ректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей (МИМОП) ТПП РФ Анна Палагина.
Новая экономическая реальность неизбежно повлияла на многие аспекты нашей жизни, в том числе на образовательные стратегии. В изменяющихся условиях необходимо внедрять в процесс обучения новые подходы, формы и технологии, которые помогут выпускать кадры, вооруженные набором востребованных среди работодателей компетенций.
По словам министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, приоритетами в развитии российского высшего образования на ближайшее время являются обеспечение технологического суверенитета и повышение качества и привлекательности вузов, особенно в регионах, где за два года число бюджетных мест выросло более чем на 20%.
Не первый год работодатели поднимают вопросы несоответствия качества выпускников и их подготовки требованиям рынка и времени. Показательны в этом вопросе результаты исследования HeadHunter – «Фундаментальное образование VS реальные запросы бизнеса», в ходе которого ни один из опрошенных российских работодателей не оценил на «отлично» уровень профессионализма вузовских выпускников, претендовавших на вакансии их компаний.
При этом сами студенты считают, что программы вузов не соответствуют рынку труда. Так, по данным опроса платформы Changellenge: 35% респондентов сообщили, что их не устраивают устаревшие программы образовательных курсов, а 26% отметили нехватку нужных предметов по специальности. Среди других факторов неудовлетворенности студентов высшим образованием: недостаточный уровень профессиональной подготовки преподавателей, перегруженность учебной программы, поверхностное преподавание курсов – список, к сожалению, длинный.
Все больше исследователей сегодня говорят о том, что установка на получение высшего образования, которая раньше приравнивалась к социальной норме, постепенно уходит в прошлое. Снижается доля выпускников школ, поступающих в вузы. В среднем по России доля школьников, которые поступили в университеты сразу после школы, за пять лет наблюдений снизилась на 7,7% на всех формах обучения.
В этом контексте среднее профессиональное образование (СПО) как альтернатива вузу в качестве ускоренного и менее затратного канала овладения профессиональными навыками, приносящими прибыль, в выигрыше. По данным НИУ ВШЭ, в последнее время больше чем на треть выросла доля выпускников 9-х классов, выбирающих СПО. С растущим спросом государства на «синие воротнички» российские вузы в ближайшие годы рискуют потерять значительное число потенциальных абитуриентов, если в скором времени система образования не подвергнется качественной образовательной реформе, согласно которой обучение будет выстраиваться с участием работодателя.
Молодежь в целом сегодня продолжает испытывать сложности с трудоустройством – рынок труда редко предоставляет действительно интересные вакансии для молодых специалистов с высшим образованием. Молодежь в 2022 году больше всего привлекали профессии из сфер IT, бизнеса, экспертной деятельности. В вакансиях же для молодых соискателей – позиции продавцов, официантов, курьеров, менеджеров по продажам, операторов call-центра, водителей.
Решением проблемы могут стать активное расширение предпринимательских программ и вовлечение молодежи в предпринимательство со студенческой скамьи, наставничество, программы запуска студенческих стартапов, грантовая поддержка авторских проектов.
Для удовлетворения быстро меняющихся запросов рынка труда нужны короткие, максимально ориентированные на практику программы, дуальное обучение с выходами и погружениями в профессиональную деятельность. Глобальные изменения, которые мы сейчас переживаем во многих сферах жизни страны, требуют большей сосредоточенности на конечных результатах и вовлечения самого предпринимательского сообщества в процессы подготовки кадров для себя. Проходить непрерывное обучение вне зависимости от возраста и профессионального статуса стало необходимым условием успешной жизни, поскольку полученные знания быстро устаревают, а работодатели все больше испытывают потребности в сотрудниках, обладающих набором актуальных компетенций и квалификаций, с которыми их работник сможет без особых сложностей подстроиться под изменяющиеся экономические условия.