Внесенный в Государственную Думу проект Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» (законопроект №275599-8) - актуальная и обоснованная законодательная инициатива. Делается попытка правового урегулирования ряда насущных и острых вопросов в сфере занятости населения, отмечает заместитель председателя Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, председатель Экспертного совета по ОРВ законопроектов Юлия Приходина.
Вместе с тем, отмечает Юлия Приходина, предлагается дополнить предусмотренные законопроектом категории граждан, которым необходима государственная поддержка в сфере занятости, врачами, медицинскими работниками (их семьями). Речь идет, прежде всего, о работавших и работающих в сложных (экстраординарных) ситуациях, например, в пандемию COVID-19. К сожалению, статистика свидетельствует, что среди врачей немало не только тех, кто заболел, но и тех, кто отдал свою жизнь в борьбе с коронавирусной инфекцией. Важно поддерживать данную категорию лиц, в том числе и в сфере занятости.
Также законопроект в нынешней редакции содержит несколько правовых норм, касающихся поддержки «женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» (части 6 - 8 статьи 17 законопроекта) в рамках содействия государственной службы занятости в организации прохождения ими профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Представляется, что данные меры могут быть дополнены с учетом Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 4356-р, в соответствии с которым утверждена Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2023 - 2030 гг. В частности, одно из основных направлений деятельности в рамках достижения целей Стратегии - реализация направления «Повышение роли женщин в развитии общества, улучшение качества их жизни», предполагает решение ряда задач, в том числе в сфере занятости и трудоустройства женщин, включая: преодоление профессиональной сегрегации и расширение доступа женщин к руководящим должностям; сокращение дифференциации в оплате труда мужчин и женщин; применение гибких форм занятости, в том числе дистанционной занятости; создание и реализация программ поощрения компаний, активно реализующих программы поддержки работающих женщин с детьми, карьерного продвижения женщин и др.
При этом, по мнению эксперта, требует дополнительного осмысления понятие «самозанятость», приведенное в части 3 статьи 2 законопроекта, с точки зрения целесообразности выделения в качестве признака указанной деятельности ее направленность на систематическое получение дохода. Что будет означать «систематическое получение дохода» применительно к самозанятым? Изначально концепция самозанятости базировалась в том числе на том, что применение НПД не предполагало обязанности гражданина осуществлять «самозанятость» непрерывно, регулярно, в течение какого-либо периода. Что вкупе с остальными особенностями данного налогового режима делает его весьма удобным и гибким. Он позволяет, например, лицу трудиться по основному месту работы, и время от времени осуществлять подработку: оказывать консультационные услуги или осуществлять другую, разрешенную в рамках «самозанятости» деятельность, не ограничиваясь, при этом, какими-либо указаниями на срок или период времени, в течение которого лицо должно осуществлять свою деятельность для поддержания статуса самозанятого.