Прошедший год в очередной раз стал совершенно прорывным для электронной коммерции. Почти 4,5 трлн рублей составил объем российской интернет-торговли за 11 месяцев 2022 года. Ожидаемый годовой итог (окончательные итоги мы будем подводить в апреле) — 5,172 трлн рублей. Общий рост интернет-торговли по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 30%. Этот рост обеспечил исключительно внутренний локальный рынок — на его долю приходится сейчас 96,3% всех покупок россиян в интернете (4,3 трлн руб., рост на 37,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Россияне во время пандемии привыкли покупать товары в интернет-магазинах, и этот паттерн потребительского поведения никуда не делся. Кроме того, из-за ухода многих брендов из России стало немного сложнее находить нужные товары в физических, офлайновых магазинах. И поиск в интернет-магазинах и маркетплейсах естественным образом компенсировал сужение полки в физической рознице.
Огромный рост ведущих российских маркетплейсов показывает, что потребители стали приходить в поисковые браузеры не в поисках товаров, а для того, чтобы кликнуть по ссылке на любимый маркетплейс.
— Отечественный e-com отличается от e-com иностранных государств?
Российская электронная коммерция очень сильно отличается от американской и европейской. Отечественные маркетплейсы, без всякого сомнения, послужили катализаторами роста малого и среднего бизнеса. Вокруг них сконцентрировались сотни тысяч продавцов, и что особенно важно, и производители товаров. Именно российские маркетплейсы сделали настоящее чудо для импортозамещения, создавая новые рабочие места, производственные мощности во всех сферах российской легкой и пищевой промышленности. Сотни тысяч юношей и девушек учатся предпринимательству, продажам, логистике, интернет-маркетингу в обучающих центрах, созданных маркетплейсами. Российская молодежь создает новые производственные и логистические цепочки, креативные коллекции обуви и одежды, современные продукты для здорового питания, и все это продается на маркетплейсах.
— По итогам 2022 года электронная коммерция нарастила свое присутствие на рынке относительно офлайн-торговли?
Не могу сказать, что формат офлайн-торговли отмирает. Наверное, какое-то время она еще будет востребована для тех товаров, которые требуют тактильных ощущений, либо очень тонкого выбора цветовых градаций, таких как обои или керамическая плитка, цвета которых могут незначительно искажаться монитором компьютера. Да, для таких товаров будут еще какое-то время необходимы физические магазины. Но, мы видим экспоненциальный рост продаж D2C (direct to customer), когда из цепочки поставки убираются все перепродавцы, перекупщики, так называемые «оптовики», и один на один остаются только производитель и конечный покупатель, взаимодействующие с помощью маркетплейса. В такой модели физическая розница действительно выглядит некоторым анахронизмом.
— Бизнес делает серьезную работу по обеспечению потребителей необходимыми товарами в связи с уходом с российского рынка ряда производителей и брендов. Удается эффективно выполнить данную задачу? С какими проблемами сталкивается e-com в связи с разрушением устоявшихся логистических цепочек и коммерческих связей?
Каждый месяц, действительно, приносит некоторое усложнение логистических цепочек. Десятый пакет санкций Евросоюза, запрещающий транзит товаров через территорию России, сильно удорожит стоимость логистики и удлинит товаро-проводящие цепочки. Российский бизнес показал удивительную приспособляемость и «живучесть», даже в этих довольно тяжелых условиях. За 2022 год было сделано очень много для того, чтобы российский потребитель вообще не почувствовал, что какие-то бренды ушли с рынка. Просто очистилось поле для новых, ранее мало известных марок, зачастую прекрасного качества. Недавно один из американских институтов провёл исследование на тему «Почему американским товарам не удалось завоевать значительную долю на китайском рынке?». Итогом этого исследования стал вывод: «потому что китайские товары обладают лучшим качеством, чем американские, при меньшей цене». Товары, произведенные в Китае, и товары, произведенные в России, спокойно замещают американские аналоги в потребительском сегменте, а их доступности для российского потребителя способствует, конечно, интернет-торговля.
— Не считаете ли Вы, что сегодня необходимо снизить административное давление на торговый сектор и не торопиться с повсеместным внедрением сервисов маркировки, прослеживаемости? Или бизнес одобряет данные изменения?
Бизнес сейчас не испытывает особого давления, но некоторые перегибы, такие как маркировка «всего на свете», конечно, необходимо устранять. Например, третье клеймо, маркировка, которую продвигает Гознак на ювелирных изделиях, выглядит явно избыточной. Безусловно, нужно вернуться к порогу трансграничной торговли в 200 евро (напомню, порог был временно поднят до 1000 евро, и в марте этот временный лимит заканчивает свое действие). Продление 1000-еврового порога приведет к невозможности создания локальных производств во многих сегментах рынка, производств, которые будут платить НДС в российский бюджет, обеспечивать рабочие места, создавать вокруг себя большую экосистему сопутствующих услуг и товаров. Безусловно, нужно создавать систему кредитования параллельного импорта на базе, например РЭЦ, который был создан для работы с российскими экспортными компаниями, но в текущей ситуации может сильно помочь и импортерам.
Также, конечно, не слишком радужной выглядит российская работа национальной платежной системы, тарифы которой, с точки зрения участников рынка интернет-торговли, не должны превышать 0,5%.
— Контрафакт стал серьезной проблемой для крупнейших маркетплейсов и системная работа федеральных органов власти в данном направлении подтверждает это. Как Вы оцениваете ситуацию? Какие советы можно дать добросовестным малым предпринимателям, которые приобретают товары для перепродажи на маркетплейсах? Как не попасть на контрафактный товар?
Уверен, что одной из самых важных задач предпринимателей должна стать работа по защите брендов, торговых марок, которыми они занимаются. К сожалению, юридическая грамотность предпринимательского сообщества в области интеллектуального права пока, оставляет желать лучшего. Мы на базе нашего Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции, постоянно проводим специальные семинары, посвященные защите торговых марок, объясняем важность такой работы, как начинающим, так и уже вполне зрелым предпринимателям, постоянно взаимодействуем с юридическими службами маркетплейсов и крупнейших интернет-магазинов. Ежедневно мы выявляем тысячи нарушений, связанных с использованием товарных знаков в сети интернет. К сожалению, введение параллельного импорта было расценено многими не слишком добросовестными игроками рынка, как начало анархии в торговле. Значительное число импортеров расценило действия государства по упрощению импорта товаров, как возможность везти фальсификат и контрафакт. Мы своей ежедневной работой доказываем, что законы РФ, направленные на очищение рынка от подпольной, некачественной продукции, никто не отменял. Ежедневно мы помогаем членам нашего Совета и другим чистоплотным игрокам рынка вести суды против «черных» и «серых» продавцов для того, чтобы российский потребитель был уверен, что в российском интернете он купит только качественные, оригинальные товары.
— Какие проблемы сектора e-com необходимо решить незамедлительно? Над какими проблемами будет работать Совет в 2023 году?
Наша повестка очень разнообразна. К нам обращаются как малые, так и средние предприниматели, которые столкнулись с теми или иными сложностями при работе с маркетплейсами. И мы эти вопросы обычно очень быстро решаем, и тут я должен поблагодарить наших членов, их юридические и GR-службы. Обращаются и крупнейшие дистрибьютеры, которые сталкиваются с избыточными требованиями со стороны тех или иных органов исполнительной власти. Снижение порога беспошлинной торговли, избыточная маркировка, снижение стоимости эквайринга — это только малая часть проектов, которыми мы собираемся заниматься в 2023 году.
— Как Вы оцениваете рынок электронной коммерции для выхода на него в 2023 году? Производителям целесообразно начинать сотрудничать с маркетплейсами или им стоит развивать собственную электронную торговлю?
Я полагаю, что у каждого производителя должны быть три канала продаж:
— собственный сайт, для того чтобы тестировать на нем спрос потребителей на ту или иную продукцию, устанавливать там рекомендованную цену, получать прямые отзывы потребителей;
— D2C канал в соцсетях, таких, как VK и Rutube;
— и, конечно, маркетплейсы, которые генерят трафик, делают основные продажи и повышают узнаваемость бренда.
Именно работа с маркетплейсами и главными профильными интернет-магазинами должна стать основной точкой приложения сил для российских производителей в 2023 году.