Анна Палагина: Российское образование – новые вызовы, участие в преобразованиях системы ТПП в РФ

Президент РФ В. В. Путин в послании Федеральному собранию заявил о запуске реформы высшего образования и отмене Болонской системы, предложив «вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием». Реформа будет совмещать достижения советского образования и опыт последних лет. Планируется создать собственную уникальную систему образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и привлекательная для российских и зарубежных участников образовательная среда. Делая ставку на проектное обучение, государство ожидает индивидуализации образовательных траекторий и расширения коммуникации с работодателями.

Как будут проходить совершенствования? Что и как изменится? Чего мы ждем от реформы? Все эти вопросы волнуют в первую очередь работодателей: именно на конкретном рабочем месте наступает понимание реального уровня подготовки специалиста.

На вопросы редакции ответила заместитель председателя Комитета ТПП РФ по образованию и социальной политике, ректор  МИМОП Анна  Палагина.
 
Профессиональное образование отстает от скорости изменений на рынке труда и ситуации в экономике, что превратилось в серьезную проблему нехватки кадров для всего предпринимательства. Несоответствие качества образования требованиям рынка труда приводит к положению, при котором на одной чаше весов – «переобученность» российских специалистов, а на другой – дефицит соответствующих рабочих мест с достойным уровнем заработной платы.
Мы традиционно занимаем одно из первых мест в мире по количеству людей с высшим образованием: по итогам 2022 года на российском рынке труда 25 млн работников, или 34,9% от общего числа, имели высшее образование.

При этом, согласно опросу 100 тыс. пользователей на портале «Рамблер» в этом же году, только половина россиян (53%) работает по специальности, полученной в вузах, а масштабы обновления навыков и компетенций не соответствуют вызовам времени и запросам работодателей, которые отмечают низкий уровень цифровых компетенций, дефицит soft skills и недостаточную мотивацию к дальнейшему переобучению у сотрудников.

Одновременно треть учащихся колледжей (32%) и почти треть студентов вузов (28%) не планируют связывать свое профессиональное будущее с получаемой в учебном заведении профессией.
Ориентация на бизнес, работа в реальной экономике пока еще очень слабая. Хотя цифры, говорящие о том, что молодежь хочет открыть свое дело и стать предпринимателями, выше в возрастной категории «молодежь». Тем не менее, примерно половина молодых россиян не видит себя в бизнесе. При этом, при выборе профессии треть россиян в возрасте 25–34 лет руководствуются лишь собственными интересами, только 12% россиян ориентируются на востребованность ее на рынке труда.

Современные родители, как показывает ряд отечественных исследований, сильно вовлечены в учебу своих уже достаточно взрослых детей, – иногда чрезмерно. При этом, по данным «Superjob.ru», растущий запрос на участие родителей в учебной жизни взрослых детей идет вразрез с желанием большинства студентов дневных отделений вузов совмещать учебу с работой, чтобы избежать финансовой зависимости от родителей.

События последнего периода, включая накопившиеся демографические проблемы, серьезно обострили ситуацию на рынке труда, и сегодня задачу кадрового дефицита уже невозможно решить без полноценного участия компаний в образовательном процессе.
Мы убеждены, что взаимодействие с работодателем должно быть системным, включающим организацию образовательного процесса с учетом современных требований рынка и помощь выпускникам с профильным трудоустройством.

Мы считаем, что бизнес должен присутствовать в нем как заказчик – через участие в прогнозировании потребностей и профориентацию, в первую очередь  на предпринимательство.
Подготовка кадров для предпринимательского сообщества и развитие системы профессиональных квалификаций являются для системы ТПП в РФ одними из приоритетных направлений деятельности. И мы серьезно наращиваем свои компетенции как система подготовки кадров для предпринимательства.

На решение этих задач «работает» соответствующая инфраструктура. Это Комитет ТПП РФ по образованию и социальной политике, общественные формирования в сфере развития образования, действующие на базе 55 торгово-промышленных палат и участвующие в экспертизе и оценке регулирующего воздействия. На региональном уровне услуги в сфере дополнительного профессионального делового образования оказывают более 60 ТПП, многие из которых создали специализированные центры делового образования. 52 палаты имеют лицензию на образовательную деятельность. Также палаты участвуют в реализации национальных проектов и федеральных программ по развитию делового и бизнес-образования.

Приведу только один пример.  В рамках проекта Ставропольской ТПП «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» для учащихся 6–11  классов, где старшеклассникам рассказывают о профессиях, помогают определиться с будущей карьерой, только в этом году на площадке палаты и членских организаций были проведены профессиональные пробы для 388 ребят по этому треку для заключения целевого договора.

Важным элементом взаимодействия работодателей и образовательных организаций, повышения конкурентоспособности профессионального образования по актуальным для бизнеса программам подготовки и устранения разрыва является профессионально-общественная аккредитация образовательных программ и учебных заведений. И эта работа также является зоной ответственности системы ТПП в РФ.

Еще одна проблема требует взаимодействия с работодателями. Существенно увеличивается количество школьников, выбирающих СПО для получения профессии. Во многом это связано с экономической ситуацией в семьях, с ускоренным выходом на рынок труда.  ВУЗам надо учитывать этот фактор и иметь специальные программы ускоренного, с минимальным отрывом от производства, обучения тех специалистов, кто закончил СПО и имеет качественную производственную подготовку.

И мы, как работодатели, безусловно должны поддерживать и сопровождать такие программы, организуя дополнительное обучение на предприятиях, практику, стимулируя желание начинать работать через корпоративные привилегии.

Такие форматы взаимодействия с системой образования, как создание базовых кафедр, направление на преподавание своих сотрудников, взаимодействие бизнеса и образования по организации целевого приема, сетевого обучения, предоставление площадок для прохождения производственной практики и стажировок слушателями и их дальнейшему трудоустройству способствуют устранению разрыва между подготовкой, ее направлениями и потребностями рынка труда.

Речь идет о развитии целых экосистем из вузов, организаций дополнительного профессионального образования и бизнеса, общественных объединений предпринимателей. ТПП РФ уже приступила к этой работе.

Источник: www.gosrf.ru