О профилактических мерах и практики реализации организациями требований антикоррупционного законодательства рассказал председатель Совета ТПП РФ по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики Александр Русецкий.
Часть 1 статьи 13.3 Закона о противодействии коррупции представляет собой четкую правовую конструкцию и носит категорический характер, обусловленный невозможностью отступления субъектов правоотношений от нормативно-правового веления, формулируя единственно возможный вариант поведения организации – разработать и принять меры по предупреждению коррупции.
Одновременно часть 2 этой же статьи содержит перечень возможных вариантов мер по предупреждению коррупции, предоставляя организациям право самостоятельно определять вектор реализации требований части 1 рассматриваемой статьи.
По моему мнению, правоприменительная практика свидетельствует о том, что полноценную систему противодействия коррупции чаще всего способны построить лишь крупные участники российского рынка. Внедрение и содержание антикоррупционной системы в любой организации достаточно затратное мероприятие, реализуемое в случае безусловной поддержки со стороны руководства организации, обусловленной, прежде всего, пониманием потенциальных коррупционных рисков и негативных последствий для организации.
К их числу можно отнести Антикоррупционную хартию российского бизнеса, направленную на внедрение в сферу бизнеса антикоррупционных стандартов, процедур внутреннего контроля, этических норм и процедур антикоррупционного комплаенса.
Считаю, что в создавшихся условиях назрела необходимость вмешательства государственного регулятора в целях законодательного определения четких, простых и, безусловно, не требующие финансовых затрат, общеобязательных элементов системы управления противодействия коррупции в организациях. При этом должно быть учтено немало факторов и критериев установления в организациях на основе риск-ориентированного подхода обязательных антикоррупционных требований.