Сергей Петровский: «Бизнес спокойно работает и смотрит в будущее с оптимизмом»

Президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области – о том, как предприниматели противостоят западным санкциям и какую помощь им оказывает государство

 

Более года отечественный бизнес работает под нарастающим валом санкционного давления. И на удивление тем, кто не верил в его способность быстро адаптироваться к их жёстким условиям, вполне неплохо себя чувствует. О том, какие задачи удалось решить воронежским предпринимателям, что помогло им справиться с трудностями и превратить их в новые возможности, в интервью «Коммуне» рассказал президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области Сергей Петровский.

– Сергей Владимирович, начнём с того, что успешно проведённый XIII Воронежский промышленный форум – лучшее подтверждение того, что развитие нашей экономики не то что не остановилось, а, напротив, – активизировалось. Какие выводы сделали вы по результатам форума?

– Первый важный вывод – российская экономика справилась с непростой ситуацией: бизнес перестраивается, активно работает, продолжает производить продукцию и даже наращивать обороты. По информации Росстата, в 2022 году оборот, в том числе и воронежских предприятий, увеличился на 16%. Второй вывод: очевидно, что после четырёхлетнего перерыва у бизнесменов накопилось огромное количество вопросов и возникла живая потребность в общении. И здесь речь идёт уже не столько о проблемах бизнеса, сколько о тех вызовах, которые стоят перед нашей страной. Их надо обсуждать и вместе с представителями власти искать и находить ответы.

– Какую проблему вы бы обозначили как самую острую?

– Безусловно, кадровую. Она довольно застарелая. 30 лет назад начали закрываться промышленные предприятия, а их работники вынужденно перетекать в другие сферы: торговлю, строительство, малый бизнес. На этот тренд по-своему отреагировала сфера образования: вместо подготовки невостребованных инженеров начали в больших количествах выпускать менеджеров, юристов, экономистов. В заведениях среднего профессионального образования вместо токарей стали готовить, например, делопроизводителей. Подобные процессы дали отрицательный эффект для экономики: старшее поколение специалистов уходит, а замещать его некому.

– Сегодня соблазнить молодёжь работой на промышленном предприятии не так просто…

– В сознании молодых произошёл определённый сдвиг. Условно говоря, идти рабочим и получать 100 тысяч рублей им неинтересно, лучше за те же деньги заниматься блогерством. Чтобы сделать труд на промышленном предприятии привлекательным, должна быть проведена огромная работа. И, прежде всего, государством, которое может помочь ещё со школьной скамьи проводить профориентацию, модернизировать систему среднего профессионального образования. Необходимо понимание, какие специалисты понадобятся предприятиям Воронежской области в течение ближайших 10 лет. На основе такой информации – выстраивать кадровую стратегию региона, чтобы она объединила органы власти, предприятия и сферу образования.

– Государственная поддержка – это ещё и софинансирование крупных инвестпроектов. Как правило, это строительство новых промышленных предприятий, которым и потребуются те самые кадры.

– В этом плане наш бизнес чувствует себя достаточно уверенно. Региональный фонд развития промышленности Воронежской области предлагает предприятиям крупные суммы на модернизацию производства, развитие и выпуск новых видов продукции. Минпромторг России реализует большое количество мер финансовой и нефинансовой поддержки, включая бесплатное консультирование предпринимателей, помощь при оформлении документов для участия в программах поддержки. У малого и среднего бизнеса тоже есть много возможностей получить от государства финансовую помощь.

– В приоритете те, кто вовлечён в процесс импортозамещения?

– Те предприятия, которые претендуют на меры господдержки и преференции при госсзаказе, должны доказать, что их продукция является российской. Для этого им необходимо условно разложить свою продукцию на составляющие и каждый винтик внести в специальный перечень Государственной информационной системы промышленности (ГИСП) Минпромторга. И вот здесь каждое предприятие, производящее многокомпонентную продукцию, может найти поставщика тех деталей, которые ранее ввозило из-за рубежа. Бизнес так устроен, что локализация производства выгодна со всех сторон: одни находят поставщиков нужных компонентов, другие – возможность заработать на их выпуске. Есть, правда, проблема: во многих случаях импортозамещённую продукцию надо делать на каком-то оборудовании, а с ним у нас часто – беда.

– Какой может быть выход из ситуации?

– Думаю, десяти толковым российским инженерам под силу разобрать любой станок, изучить его и спроектировать свою версию оборудования. Это так называемый деинжиниринг. С механическим оборудованием всё должно получиться. С микроэлектроникой – пока нет. Тем не менее процессы импортозамещения идут от простого к сложному. Специалисты нашего IT-кластера предлагают много интересных решений в части импортозамещения программного обеспечения. Значит, рано или поздно мы и здесь получим необходимый для российской промышленности результат.

– Мы говорим о тяжёлой промышленности?

– Прежде всего, о машиностроении. Любому предприятию в первую очередь нужны станки, оборудование – то, что принято называть средствами производства. Но и про лёгкую промышленность не забываем. Её предприятия также нуждаются в кадрах, осзаказе, локализации оборудования, грамотной логистике.

– Что происходит в логистической сфере, о которой на форуме говорилось отдельно?

– Вопросов по логистике – тем маршрутам, по которым идут товаропотоки, – предостаточно. Есть общее понимание, что железнодорожных путей на восток у нас больше не стало. Каспийское море по-прежнему проблемное. У Турции, которая могла бы стать для нас логистическим хабом, сейчас свои внутриполитические сложности. На форуме были сильные транспортные компании, предложившие комплексные решения проблемы перевозок, в том числе и морским путём. Закономерно возникла тема беспилотников – ведь они также могут осуществлять доставку различной продукции.

– Удивительно то, что сегодня мы знаем об их использовании в основном в военных целях.

– Тем не менее данная технология – уже часть нашей экономики. Так называемые дроны могут перемещать определённые грузы, проводить мониторинг огромных площадей. На форуме прозвучала идея локализовать их производство у нас в Воронеже. Одно из предприятий, выпускающее роутеры, антенные системы, готово взяться за разработку данного проекта. Таким образом, хотим мы того или нет, специальная военная операция дала толчок развитию ряда новых для нашего региона сфер производства. Люди спокойно работают и смотрят в будущее с оптимизмом.

– После таких слов появляется ощущение, что реально внутри бизнеса сейчас царят гармония и порядок...

– Без всякой иронии так и есть. Бизнес не лихорадит от проверок. Люди работают нормально. Внутренние споры могут альтернативно и оперативно решать в Международном коммерческом арбитражном суде – его филиал открыт у нас в ТПП в 2018 году. За это время было рассмотрено около 50 споров. Вторым инструментом, помогающим не доводить споры между бизнес-структурами до суда, является медиация. ТПП готовится к созданию отдельной структуры – Центра медиации. Он будет ещё больше способствовать укреплению связей между представителями бизнеса, гасить возникающие конфликты, поддерживать позитивный эмоциональный фон.

 

Наталья Столповская

Опубликовано в газете "Коммуна" №22 (27152) от 31 мая 2023 года