Национальный стандарт системы контроля за соответствием нормативным требованиям и противодействием коррупции - ключевой элемент суверенизации комплаенс-системы

Фундаментальное изменение мироустройства, переход от системы глобального регулирования и единых стандартов к многополярности и международному взаимодействию на принципах уважения национальных правовых и культурно-нравственных основ ставит задачу по суверенизации комплаенс-системы, обеспечивающей устойчивость бизнеса. Подробнее – в материале  члена  Совета ТПП РФ по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики Анны Аношиной. 

Национальная система внутреннего контроля, кроме того, призвана восполнить потерю мотивации субъектов правоотношений в профилактике коррупции, обусловленную снижением влияния иностранных регуляторов. Распространение стандартов ISO 37301: «Система комплаенс менеджмента» и ISO 37001: «Система менеджмента борьбы со взяточничеством» было продиктовано возможностью получения сертификаций и присвоения рейтингов, подтверждающих надежность и соответствие комплаенс систем западным метрикам, что в свою очередь способствовало выходу на иностранные рынки, расширяло цепочки поставок и снижало риски ответственности, которые в силу экстерриториального регулирования были высокоматериальными.

Сегодня эти стимулы существенно утрачены, поскольку переориентация рынка лишает заинтересованности в применении глобальных стандартов.

Вместе с тем, потребность в создании инструментов, обеспечивающих внедрение и эффективность внутреннего контроля за соответствием нормативным требованиям по-прежнему важна для экономической устойчивости. Профилактика и противодействие коррупции, ценностная ориентация бизнеса, соответствие этическим стандартам предпринимательства, корпоративная социальная ответственность, соблюдение требований в области экологической и промышленной безопасности и иные сферы нормативного регулирования нуждаются в формировании четких правил построения контрольной  и культурно-правовой среды.

Для реализации данной задачи ключевым становится утверждение Национальных стандартов системы контроля за соответствием нормативным требованиям.

Национальный стандарт способен выстроить систему безопасности и устойчивости бизнеса, обеспечив решение следующих основополагающих задач:

1.      Создание правовой определенности. 

Отсутствие Национальных стандартов лишает бизнес ясности в подходах и методах управления рисками. Однако именно дефекты внутреннего контроля за соответствием нормативным требованиям делает бизнес уязвимым, в том числе к рискам коррупции. В российском правовом поле существуют разрозненные нормы в уголовном, гражданском и административном законодательстве. Некоторые из них допускают неоднозначное толкование и тем самым создают возможность злоупотребления в правоприменении. Национальные стандарты могут представить комплексную основу наиболее эффективного комплаенс-менджмента. 

Крайне сложно весь бизнес подстроить под одно регулирование, масштаб и характер деятельности предполагает разные возможности и разную степень ответственности. Именно поэтому рекомендательный характер стандарта создаст эталон, определяющий виды и формы систем внутреннего контроля. Организации смогут оценить какие из компонентов и в какой объеме применимы и достаточны в соотношении с характером их деятельности на тех рынках, на которых они оперируют.

2. Формирование ценностной ориентации и приоритета этических основ предпринимательства.

Важной спецификой Национального стандарта РФ должна стать руководящая роль этики в построении систем внутреннего контроля. Ценностно-ориентированный подход уже нашел отражение во внутренней и внешней стратегии России. В частности, Указ Президента  РФ №809 определил нравственные основы построения общества, где наряду с правами и свободами указаны гражданственность, патриотизм, высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение. Продолжая данный вектор, Указ Президента РФ №229 от 31.03.2023, утверждающий концепцию внешней политики закрепляет многообразие культур и международное сотрудничество на принципах уважения и защиты суверенных и универсальных этических норм.

Отметим, что известные глобальные модели предполагали три основных цели комплаенс системы – эффективность операций, достоверность отчетности и соответствие законодательству. Разрабатывая национальные стандарты, необходимо обеспечить наличие этики в основе регулирования. Этика должна быть встроена в цели контрольной среды и даже перейти из плоскости культуры в плоскость права.

Уже сегодня принципы добросовестности, разумности и справедливости используются там, где закон не дает четкого регулирования, согласно статье 6 ГК РФ. Приоритет этических принципов способен сгладить дефекты правоприменения.

Развитие ценностной ориентации правоотношений выстраивает вертикаль системы, в которой общего благо, добросовестность, справедливость, являясь ключевой  целью процессов, создают барьер для некорректных решений, даже там, где законодательство допускает вольные трактовки.

3.      Создание новых подходов международного взаимодействия в сфере оценки, сертификации и рейтинга бизнеса, ведущего внешнеэкономическую деятельность.

Новая система глобальной безопасности предполагает приоритет национальных правовых основ регулирования в международных отношениях. В частности, Концепция внешней политики провозгласила многообразие культур, цивилизаций и моделей организации общества, отказ всех государств от навязывания своих моделей развития, идеологических и ценностных установок, опору на единый для всех мировых религий и светских этических систем культурно-нравственный ориентир.

Следуя данной концепции, логично предположить, что на место глобальной системы оценки придет оценка по страновому признаку - т.е.  на предмет соответствия именно национальным стандартам.

Необходимы новые международные рейтинги, новые механизмы сертификации экспортеров в\из РФ, стран Азии, Африки, Латинской Америки, которые могут быть построены в ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС исходя из соответствия внутренним нормативным требованиям стран-участниц.  Интеграционные механизмы в случае выработки единых ценностных и правовых основ на наднациональном уровне, так или иначе будут призваны отвечать требованиям суверенных правопорядков.

Представляется, что в новой среде, где наднациональные институты будут призваны не насаждать чьи-то определенные правила, а выстраивать взаимоотношения на принципах уважения суверенных правопорядков, Национальный стандарт будет являться тем самым документом – ориентиром для такого партнерства.

Только оперируя в рамках четких правовых и этичных категориях, бизнес создает прочный фундамент, как для развития государства, так и для международной безопасности.

Источник: video.tpprf.ru