Глава Торгово-промышленной палаты: как продвигать национальные бренды и почему параллельный импорт – рискованная история

Структурные изменения в мировой экономике и торговле и антироссийские западные санкции, с одной стороны, негативно повлияли на экономику России, закрыв привычные рынки сбыта, снизив объемы экспорта, сократив инвестиции и оставив рынок без необходимого оборудования, с другой, ускорили переход к технологическому суверенитету и дали мощный толчок развитию бизнеса. Поступательному развитию экономики должна способствовать комплексная и взвешенная политика государства. России под силу развить производственные МСП, повысить спрос на отечественную промышленную продукцию и обеспечить независимость и экономический прорыв. Каким образом – «ФедералПресс» рассказал в кулуарах Петербургского международного экономического форума президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин.

 

Сергей Николаевич, какие меры поддержки требуются российскому бизнесу, в том числе производственному, для продвижения национальных брендов в стране и за рубежом?

— Продвижение национальных брендов крайне актуально для развития отечественных производственных компаний и экспорта российских товаров на внешние рынки, особенно в современных условиях. Одним из эффективных инструментов, который этому способствует, является всероссийская программа поддержки экспорта «Сделано в России», которую реализует Российский экспортный центр. Проект должен стать знаком качества как внутри страны, так и за ее пределами.

80 % субъектов предпринимательской деятельности сосредоточены в регионах, в том числе в самых отдаленных. Они выпускают молочную, мясную и сырную продукцию, минеральную воду, продукцию из керамики, текстиль и многое другое. При этом есть товары, которые широко известны в своем субъекте, но о них не знают в других регионах страны и тем более за рубежом, так как это требует больших затрат на маркетинг и рекламу. А программа «Сделано в России» позволяет производителям получить известность и высокий статус своего товара или продукта по всей стране и за рубежом.

И здесь очень важно, чтобы возможность получить сертификат «Сделано в России» на свою продукцию имел каждый российский производитель, независимо от места его нахождения. В связи с этим система ТПП в России готова присоединиться к продвижению программы и донести информацию о ней до объединяемого ей бизнес-сообщества.

Какова Ваша оценка работы предпринимателей по параллельному импорту?

— Параллельный импорт легализовали в РФ в июне 2022 года после ухода ряда иностранных компаний с российского рынка, а также приостановки поставки некоторых товаров в Россию на фоне санкций. Схема позволяет ввозить в страну продукцию из утвержденного перечня без разрешения иностранных правообладателей.

Объем ввозимых товаров по параллельному импорту уже в конце прошлого года, по данным ФТС, превысил 20 млрд долларов. Мы полагаем, что по итогам текущего года эта цифра может достичь 30–35 млрд долларов. Важно констатировать, что параллельный импорт не повлиял на рост объема контрафактной продукции. Ведь речь идет об оригинальных товарах, качество и безопасность которых могут быть проверены и подтверждены.

При всем этом параллельный импорт – достаточно рискованная история, в особенности из-за постоянно меняющегося перечня товаров. Спрогнозировать, каким образом будут меняться условия, предпринимателям сложно. В этом вопросе бизнесу помогают в ТПП РФ и территориальных палатах, предоставляя разъяснения с учетом актуальных данных.

Как Вы оцениваете действия дружественных России стран, которые объявили о принятии мер по недопущению параллельного импорта в нашу страну?

— Что касается действий дружественных стран, которые объявили о принятии мер по недопущению параллельного импорта в нашу страну, их можно понять: партнеры боятся вторичных санкций. Они вводят ограничения для того, чтобы не допустить реэкспорта подсанкционных товаров в Россию.

И, кстати говоря, это повод, чтобы стимулировать и улучшать условия для отечественных производителей. Торгово-промышленная палата России, в частности, предлагает ввести новый федеральный проект по развитию производственного бизнеса в рамках нацпроекта по поддержке МСП. Сейчас доля производственных компаний, по некоторым оценкам, составляет от 5 % до 10 % от всего бизнеса, развитие идет недостаточными темпами. Это связано со сложностями получения кредитов предпринимателями, длительным оформлением необходимых помещений, отсутствием программ доступа к технологиям. Разработка комплекса мер и выделение его в отдельный проект, на наш взгляд, поможет в решении этих вопросов.

Как Вы оцениваете реализацию программы промышленной ипотеки в России? Что предпринимается для поддержки МСП, которые находятся в невыгодном положении в сравнении с крупным бизнесом по финансовым и другим показателям? Можно ли здесь рассчитывать на принятие отдельной подпрограммы для МСП? Если да, то когда это может произойти?

— Промышленная ипотека сегодня крайне востребована. Торгово-промышленная палата России поддерживает ставку до 5 % годовых, которая ниже рынка более чем в два раза. Это выгодно для бизнеса, позволяет приобрести готовую промышленную площадку и быстро запустить производство.

В качестве предложения по повышению доступности данной программы мы предлагаем установить минимальный первоначальный взнос (не более 10 % от стоимости имущества) – «подъемный» для субъектов МСП.

Кроме того, зачастую коммерческие банки неохотно предоставляют в промышленную ипотеку объекты незавершенного строительства, а предпринимателям в большинстве случаев выгоднее и дешевле достроить его под свои потребности, чем приобрести готовое и перестраивать.

К тому же срок промышленной ипотеки необходимо увеличить. Привести этот пункт в соответствие с условиями ипотеки для физических лиц, что позволит сократить сумму регулярных платежей. Наше предложение – увеличить его с установленной максимальной планки в 7 лет до 20 лет.

Источник: fedpress.ru