Дешево – не значит качественно: проблема закупок продуктов питания для госучреждений

Юрий Лавров, кандидат юридических наук, председатель совета по государственным,муниципальным и коммерческим закупкам при Торгово-промышленной палате Омской области

 

О том, что существующая система государственных закупок не обеспечивает качество продукции, поставляемой в школы, детские сады, больницы и другие госучреждения, говорят не первый год. Ситуация вызывает беспокойство – в первую очередь за здоровье детей. Тут и там выявляют случаи фальсификата или «просрочки», но дальше разговоров дело до сих пор не идет.

Современная контрактная система закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд охватывает весьма широкий круг субъектов-заказчиков, обязанных соблюдать конкурентные правила определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей. Среди таких субъектов отдельного внимания заслуживают государственные и муниципальные учреждения, выполняющие социально значимую функцию, – это школы, детские сады, медицинские организации, колледжи и другие.

Несмотря на значимость качества продуктов питания для таких организаций, закон чрезвычайно особых условий для их закупок не содержит. Безусловно, у таких организаций шире возможности внимательно отнестись к отбору поставщика или организатора питания за счет проведения прямых закупок[1], чаще эти заказчики могут прибегать к конкурсному (в противовес аукционам и запросам котировок) отбору контрагентов, а также устанавливать дополнительные к ним требования в виде ранее исполненных контрактов по линии поставок продуктов питания и т. д. Однако и детские сады, и школы – все находятся в общей контрактной системе в роли заказчиков.

Ввиду относительной новизны конкурентно-ориентированного законодательства о публичных закупках нередко заказчики имеют стремление максимально упростить процедуру закупки для себя, если закон дает хоть какую-то возможность. Чаще всего такие стремления как раз направлены на бо́льшую вероятность получить качественный товар, а не на реализацию коррупционных замыслов.

Увы, но возрастающее качество проработки законодательства о контрактной системе, выработка практик его реализации и контроля, технологичность и прозрачность закупочного процесса не обусловливают стопроцентно высокого качество результатов исполнения. Такому положению дел есть ряд причин.

1. Отсутствие возможности досконально проверить уровень подготовки поставщика или организатора питания. Проблема вытекает из преобладающего большинства аукционных[2] способов среди всех конкурентных закупок. Казалось бы, устранить ее можно за счет проведения конкурсов и формирования дополнительных требований, предъявляемых к участникам в ходе аукционов. Тем не менее некоторые барьеры недобросовестные поставщики умудряются обойти – указывают несуществующих работников в организации и материально-техническую базу, которой нет. Ввиду того, что заказчик и комиссия по закупкам не обладают достаточным количеством времени на проверку всех сведений, подобный «победитель» уже вступает в правоотношения с заказчиком. Дальнейшие шаги, направленные на решение проблем с ним, уже переходят в плоскость длительных судебных тяжб.

2. Недостаточная компетентность сотрудников организаций заказчиков по проведению приемки товаров и претензионной работы. Здесь важно отметить, что отсутствие ряда компетенций у таких лиц редко связано с тем, что они не соответствуют квалификационным требованиям по своей должности в связи с какими-то субъективными причинами. При формировании современной контрактной системы закупок, на мой взгляд, на второй (или даже – третий) план была отодвинута задача обеспечения системы кадрами – системный подход к их обучению, повышение финансовой мотивации к столь щепетильному труду и т. д. Поэтому многие специалисты по закупкам относятся к категории универсальных солдат, которые и планируют закупки, и товары принимают, и торги проводят, и в суд сходят, если надо. Классическая ценность разделения труда, отделившая первобытные времена от современности, не всегда видна на практике. В выработке методологии для работников закупочной отрасли гораздо бо́льшую ценность имеет работа уполномоченных и контролирующих органов в сфере закупок, чем идеи и планы авторов реформы.

 

Что же с этим делать?

 

Решение вытекает из обозначенных проблем. Во-первых, продолжая тенденцию общего упрощения законодательства о контрактной системе закупок, следует дорабатывать технологию проверки соответствия участников закупок требованиям заказчиков, чтобы они просто технически не могли ввести комиссию заказчика в заблуждение.

Во-вторых, законодателю следовало бы всерьез задуматься о престиже профессии контрактного управляющего и специалиста по закупкам без такого статуса. Здесь были бы хороши не только различные конкурсы профессионального мастерства и курсы повышения квалификации, но и выработка стандартов финансовой мотивации таких лиц.

Конечно, описанное возможно не по взмаху волшебной палочки и потребует множества координационных действий, согласований, пересмотра бюджетов всех уровней, но видится необходимым для стратегических шагов по улучшению контрактной системы закупок и, как следствие, качества исполнения контрактов для конечных потребителей контрактной системы закупок – учеников, воспитанников и пациентов государственных и муниципальных учреждений.


____________

[1] Большинство «социальных» заказчиков в контрактной системе закупок имеют дополнительное основание для закупок без проведения торгов, а сама предельная сумма одной сделки составляет 600 тыс. руб. (для электронных закупок – 5 млн. руб.).

[2] Закупочная практика к таким типам закупок относит аукционы, запросы цен (котировок) и др., в которых единственный критерий победы заключается в цене, предложенной участником. Остальные его характеристики не рассматриваются.

 

 

Источник: sectormedia.ru