ТПП РФ: внедрение цифрового рубля в РФ не повлияет на конкуренцию

Введения цифрового рубля с точки зрения  конкуренции на финансовом рынке, развития бизнес-моделей банков и других финансовых посредников, не окажет существенного влияния на положение дел, считает вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин.

Комментируя ситуацию ФБА «Экономика сегодня», Курочкин напомнил, что ранее Банком России отмечалось, что будет обеспечена «простота конвертации рубля из одной формы в другую».

Однако если при использовании участниками денежного обращения цифрового рубля возникнут расходы по уплате каких-либо существенных комиссий (отличающихся от уже действующих при использовании наличных и безналичных рублей) или особые административные ограничения, то это повлияет на хозяйственную деятельность участников финансового рынка России.

Если понимать под бизнес-моделью банка совокупность используемых им активных операций для получения дохода, то введение цифрового рубля повлияет на бизнес-модели российских банков в зависимости от участия или неучастия коммерческих банков в качестве посредников в обращении цифрового рубля, взаимодействия или независимости платежной инфраструктуры цифрового рубля от национальной платежной системы России.

Может получиться так, что часть денежного оборота, который ранее осуществлялся через банки, будет реализовываться с помощью платежной инфраструктуры цифрового рубля: тогда банки «потеряют» часть доходов и будут вынуждены менять или трансформировать свои бизнес-модели. Таким образом, все будет зависеть от конкретной формы внедрения цифрового рубля.
Что касается других финансовых посредников, то здесь оказывает влияние введение цифрового рубля на хозяйственные операции данных посредников. Например, кредитный брокер (финансовая компания, являющаяся посредником между заемщиками и банками при получении кредита) может столкнуться с новыми конкурентами: возникнут новые компании (в том числе, финтехкомпании) или переориентируются старые фирмы, которые будут выдавать кредиты в цифровых рублях физическим лицам.

При этом розничный цифровой рубль потенциально может дать доступ большему количеству пользователей к законным и эффективным платежным средствам, что будет способствовать повышению конкурентоспособности розничных платежных систем.

Он также позволит сократить транзакционные издержки в национальных и международных платежах, где «узким горлышком» является недостаток конкуренции (часто из-за особенностей регулирования, а не только используемых технологий).


Татьяна Ленская
Источник: rueconomics.ru