Экономика впечатлений как механизм межрегиональной кооперации

Автор: Максим Фатеев, вице-президент ТПП РФ

 

Вопрос эффективного использования конгрессно-выставочных мероприятий в качестве инструмента продвижения отечественных товаров и механизма кооперации производителей особенно актуален в свете событий последних лет. Сегодня производители столкнулись с разрывами поставок и технологических цепочек, сужением рынков сбыта, необходимостью поиска новых надежных партнеров и покупателей, поиском механизмов повышения конкурентоспособности отечественного промышленного производства. И наиболее ценным в решение этих проблем представляется вклад конгрессно-выставочной отрасли.

Участие в специализированных выставках, несомненно, увеличивает шанс на приобретение контрактов с региональными и зарубежными производителями товаров и услуг, а также на заключение соглашений с поставщиками и производителями необходимого оборудования. Во многом этому способствует фактор выставки – встреча на нейтральной территории производителя, поставщика и потребителя, когда каждый предприниматель находится в равных условиях.

Привлекая огромное количество специалистов разных сфер экономики, конгрессно-выставочные мероприятия по праву заслуживают статус важнейшего инструмента торговой, инвестиционной, промышленной и внешнеэкономической политики страны. Сегодня идет разговор о более глубоком понятии событийной индустрии, которое включает в себя термин «экономика впечатлений».

Следуя тенденции, профессиональные деловые мероприятия меняются. Все чаще масштабные выставки и конгрессы проводятся как зрелищные шоу, на которых не только демонстрируются в действии производимые товары, но и присутствуют элементы развлечения, культурного ознакомления с регионом проведения события. Полагаю, что в условиях конкуренции тезис о том, что бизнес будет вынужден следовать за ценностью впечатлений, правильный, т. к. меняется восприятие товара и его ценность для потребителя.

Если от впечатлений вернуться в более рациональную среду, то перспективным в области стимулирования межрегиональной кооперации представляется применение механизма субконтрактации. В этой сфере интересен опыт выставок Экспоцентра, где на постоянной основе при содействии системы торгово-промышленных палат организуются не только презентационные секции, но и биржи субконтрактации для участников и посетителей. Значимым проектом в этой сфере стал I Национальный форум промышленной кооперации и системного инжиниринга, который состоялся в рамках Международной выставки «Металлообработка-2023». Мероприятие было организовано Торгово-промышленной палатой Российской Федерации совместно с ТПП Санкт-Петербурга, Владимирской, Ярославской, Ростовской, Тульской, Томской, Орловской, Самарской и других областей.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации продолжает взаимодействовать с отраслевым сообществом и Министерством промышленности и торговли России в вопросах исполнения дорожной карты развития выставочно-ярмарочной деятельности до 2025 года. Ведется активная работа по определению поддерживающих мероприятий для субъектов отрасли, в том числе для производителей – участников российских выставок.

В этой сфере мы отстаиваем позицию Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности о перераспределении средств государственного бюджета, выделяемых на поддержку участия российских компаний в зарубежных конгрессно-выставочных мероприятиях, на софинансирование участия компаний в выставках на территории России. Мы считаем, что внутренняя интеграция и кооперация – это двигатель экономических процессов, успеху которого могут содействовать промышленные и специализированные выставки.

Такая поддержка компаний простимулирует деловую активность и вызовет интерес малого и среднего бизнеса к участию в мероприятиях, позволит сконцентрировать в одном месте специалистов одной отрасли, что будет содействовать развитию новых производств, отечественной науки и технологий, способствовать привлечению инвестиций в молодые проекты.

Немаловажную роль для нас играет деятельность по стандартизации отрасли, которая ведется в рамках Технического комитета по стандартизации «Выставочная, ярмарочная и конгрессная деятельность» (ТК 163), созданного по инициативе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в 2019 году. В 2023 году в Программу национальной стандартизации Росстандарта (ПНС 2023) Техническим комитетом было внесено шесть тем, включающих пересмотр и разработку проектов национальных стандартов по всем направлениям. В данный момент они разрабатываются Российским союзом выставок и ярмарок за счет средств федерального бюджета. Замечу, что все документы перед их утверждением проходят согласование с конгрессно-выставочным сообществом, мы полностью открыты для экспертного взаимодействия.

Среди разрабатываемых ГОСТов особенно хочу выделить перевод второй части международного стандарта ISO 25639-2:2008, определяющего статистические параметры для выставочных и конгрессных мероприятий, а также проект национального стандарта «Конгрессные и выставочные онлайн-мероприятия. Общие требования», который должен вобрать в себя лучшие отечественные практики и рекомендации по проведению онлайн-событий.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации уделяет особое внимание стандартизации конгрессно-выставочной деятельности, так как мы понимаем, что развитие нормативно-правовой системы регулирования и координации отрасли остается острым вопросом уже очень долгое время. Сегодня ведение деятельности в России в основном определяется национальными стандартами, которые применяются на принципах добровольности. Данные нормативные документы достаточно подвижны в вопросах изменения, пересмотра или отмены и не являются законодательными актами, которые бы узаконили отрасль на федеральном уровне.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российской союз выставок и ярмарок и отраслевое сообщество ведут работу по наполнению законопроекта в рамках исполнения дорожной карты по реализации мер поддержки и стратегического развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности до 2025 года. Вопрос нормативного регулирования, который имеет более чем двадцатилетнюю историю, сейчас стоит на пороге решения как никогда остро. В октябре 2022 года мы также выразили свою позицию и направили концепцию развития законодательства в сфере выставочной и конгрессной деятельности в Министерство промышленности и торговли России.

При разработке документов Торгово-промышленная палата Российской Федерации руководствуется правилом, что основной задачей законопроекта должна быть поддержка участников выставочно-ярмарочной деятельности и развитие конгрессно-выставочной инфраструктуры в регионах. Вопрос зарегулирования отрасли и установки дополнительных рамок для ее игроков – на повестке дня не стоит. Мы были одними из инициаторов и разработчиков законопроекта, поэтому поддержали внесение изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации», согласно которым на федеральном уровне вводится понятие «конгрессно-выставочное мероприятие». Сейчас проект проходит рассмотрения в Государственной Думе Российской Федерации. Считаю, что принятие документа может стать первым шагом к официальному закреплению отрасли. Хотел бы поблагодарить наших основных партнеров – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Российский союз выставок и ярмарок.

 

Журнал CongressTime №2(23)2023

 

Источник: congresstime.ru