Российский рынок электронной торговли стремительно развивается и при этом активно монополизируется

Российские производители товаров наращивают свои электронные продажи, в том числе через отечественные маркетплейсы. Последние становятся всё более интересными и для самих продавцов, и для покупателей. Однако это влечёт за собой острую конкуренцию участников рынка. О ситуации в одном из самых быстрорастущих сегментов экономики и перспективах онлайн-продаж рассказал в интервью «Меркурию» председатель Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции Алексей Фёдоров.

 

— Процесс перехода розничных продаж в онлайн превратился в настоящий бум в результате пандемии, а позже и санкций. Он продолжается?

— Рост продолжается. В первом квартале 2023 года два основных российских маркетплейса — Озон и Вайлдберриз впервые практически сравнялись по трафику и, более того, догнали своего многолетнего конкурента — классифайд Авито. Рост Вайлдберриз по трафику составил более 40 процентов год к году, достигнув в апреле 2023 года 380 миллионов посетителей. Озон год к году вырос аж на 95 процентов, и его трафик в апреле составил 365 миллионов посетителей.

Но самый впечатляющий рост в процентах показал СберМегаМаркет. Он вырос за год на 145 процентов, и в апреле 2023 года его трафик составил 39 миллионов человек. Яндекс.Маркет растёт не такими впечатляющими темпами, примерно 30 процентов год к году, но его общий трафик в апреле составляет крайне внушительные 190 миллионов. Видимо, политика большого Яндекса по переориентации своего трафика на Маркет даёт свои плоды.

При этом, по нашим оценкам, рынок уже крайне монополизирован. Более 70 процентов всех заказов приходится на два крупнейших маркетплейса. Остальной рынок довольствуется остатком в 30 процентов. Эти с виду небольшие 30 процентов — огромный рынок, так как в 2022 году, например, весь объём интернет-торговли в России достиг почти 20 процентов всего объёма российской торговли.

 

— Ещё какие тенденции отметите на крупнейших онлайн-платформах России? Насколько удобной нишей они стали для малого и среднего бизнеса?

— Главной проблемой и одновременно преимуществом современной интернет-торговли в России является доминирование маркетплейсов. Маркетплейсы оказались настолько удобными не только для покупателей, но и для продавцов, что сотни тысяч граждан, которые искренне считают себя предпринимателями, стали заниматься нехитрой торговлей: продавать товары в Юго-Восточной Азии и продавать на нескольких больших платформах, в основном на Вайлдберриз и Озон. С точки зрения развития в России зачатков предпринимательства эти два маркетплейса сделали гораздо больше, чем Минпромторг и Корпорация МСП вместе взятые. Но в итоге огромное количество людей стали крайне зависимы от платформ. Любое, самое минимальное изменение в политике маркетплейсов приводит к убыткам, а то и банкротству сотен предпринимателей. Эти прекрасные люди не понимают, что по сути они не бизнесмены, а сотрудники отдела закупок Озона и Вайлдберриз. Они за свой счёт берут на себя все риски, но при этом хотят гарантированно получать 200-процентную прибыль от продаж.

Но те прекрасные времена, когда можно было заработать «два конца» на перепродаже, давно ушли. Сейчас на маркетплейсах царит довольно дикий рынок с подделками, серым товаром и очень злой конкуренцией. Точно так же предпринимателями стали считать себя многочисленные владельцы пунктов выдачи заказов. При этом вся суть их «предпринимательства» сводится к соблюдению стандартов материнской компании и к ответственности за пропавший (украденный кем-то в логистической цепочке) товар. Маркетплейсы под лозунгом «стань предпринимателем, делай бизнес с огромной компанией!» весело переложили все проблемы и ответственность на очень плохо финансово подкованных граждан, гордо называющих себя бизнесменами.

 

— Поделитесь наблюдениями, как сегодня вести торговлю на маркетплейсах максимально эффективно и получать наибольшую прибыль.

— Самый главный критерий выбора товара для работы на маркетплейсе — это количество конкурентов. К счастью, сейчас одним кликом компьютерной мышки можно получить информацию обо всех продавцах аналогичного товара такого же бренда. Если вы видите, что продукцией под этим товарным знаком торгует ещё кто-то, необходимо получить от производителя специальный документ о том, что вам разрешено торговать такой продукцией. Накладные и счета-фактуры такими документами не являются.

Кроме того, в идеале вам нужно договориться с правообладателем (производителем) товара, что он будет защищать свой и ваш интернет-рынок от недобросовестных продавцов, удалять карточки товаров у тех предпринимателей, которые не получили на такую торговлю соответствующего разрешения. Только при вашей совместной работе с производителем вы сможете заработать достойный доход. Иначе вы обречены постоянно сливать остатки, зачастую ниже себестоимости, и зарабатывать будете не вы, а на вас. С одной стороны — производитель, с другой стороны — маркетплейс.

 

— Быстрая и бесплатная доставка — важный фактор для любого ретейлера, работающего онлайн. Что можно сказать о логистических связях в сфере электронной торговли?

— О высочайшем качестве работы российской логистики прямо говорит тот факт, что для обывателя в крупном городе давно стала нормой доставка заказа за два часа. Косвенным признаком отличной работы российских логистов, работающих с маркетплейсами, можно назвать и попытки «Почты России» каким-нибудь образом если не вернуть былое лидерство на рынке доставки, то хотя бы за счёт маркетплейсов стать безубыточной. Все знают о проекте закона об обязательных платежах компаний электронной коммерции в 0,5 процента от оборота, который (в свой адрес, естественно) лоббирует это ведомство. Или об эксперименте по доставке российского вина в Москве и Московской области, единственным логистом в котором тоже почему-то призвана выступить «Почта России». Остальной логистический рынок, широко открыв глаза, с удивлением наблюдает за инициативами бывшего логистического гиганта.

 

— Отмечают проблему контрафакта на маркетплейсах, подмены товаров. Как добросовестным предпринимателям избежать этого?

— Добросовестные предприниматели прекрасно знают, купили они контрафакт или настоящий товар. Проблема совершенно в другом: как наконец-то добиться, чтобы исполнительная власть начала активно бороться с многочисленными случаями, можно сказать, с валом продаж контрафактного товара на маркетплейсах. Сами маркетплейсы физически не могут разобраться, где товар настоящий, а где поддельный. Это точно не должно быть ответственностью и обязанностью самих маркетплейсов. Ведь не требуем же мы, придя на рынок, чтобы директор рынка гарантировал нам лично, что на одном из прилавков нам не продадут поддельные джинсы.

При этом решение, лежащее в совершенно практической плоскости, есть. Например, одна из компаний, входящих в наш Совет ТПП РФ по развитию электронной коммерции, разработала специальный программный продукт, который находит на маркетплейсах всех неавторизованных продавцов и по согласованию с владельцем бренда может обратиться как в МВД, так и в суд. Кстати, судебных прецедентов по защите товарных знаков в России уже тысячи, и практически все они крайне успешны.

А вот подмена товаров со стороны покупателей, например, после примерки, — это огромная головная боль и для продавцов, и для владельцев пунктов выдачи заказов, и для части маркетплейсов. Но, к сожалению, единственная разумная стратегия здесь — закладывать дополнительно 5—10 процентов в цену для того, чтобы вообще не обращать внимания на подобный криминал. Никакой надежды на то, что ваше заявление в полицию возымеет силу, нет.

 

— В целом в сфере торговли остаются актуальными также проблемы высокой стоимости эквайринга, избыточной маркировки и так далее. Как намерен Совет участвовать в решении этих и других проблем?

— Нам не кажется, что сейчас высокая стоимость эквайринга является проблемой. Все с ней свыклись. Она воспринимается, как этакий квази-налог. Маркировка сама по себе не является проблемой. Проблемой стало то, что после введения маркировки доля немаркированных товаров падает только в первый год, а потом всё возвращается на свое место. Как нам кажется, перед отраслью стоят более серьёзные задачи. Это и постоянно растущее регулирование, ежеквартально появляются новые законопроекты, накладывающие на отрасль дополнительные ограничения. И параллельный импорт, который превратил рынок — безусловно, временно — в совершенно анархический. И порог беспошлинной торговли, который был поднят якобы в качестве эксперимента, но уже длительное время действует, не снижаясь, открыв фактически дыру в таможне для нечистоплотных торговцев.

 

— Российский бизнес активно работает над замещением ушедших с рынка западных товаров, в том числе и через собственные интернет-площадки. На них стоит делать упор?

— Собственные интернет-площадки с точки зрения массовых продаж стали совершенным анахронизмом. Но так как примерно 5 процентов клиентов не верят никому, кроме самого производителя, ему, производителю, необходимо иметь свой достойный сайт хотя бы в качестве инструмента маркетинга. Правильный контент, прописанная для дистрибьютеров розничная ценовая политика — это всё должно быть на собственном сайте исключительно как маркет для рынка. Как инструмент продаж, повторюсь, собственный сайт глубоко вторичен.

 

— В таком случае, на ваш взгляд, сохранится ли в будущем офлайн-торговля? В каком формате?

— Да, офлайн сохранится. Как остались магазины виниловых пластинок, а кое-где вы можете найти в продаже даже CD-диски. Офлайн — это развлечение. Людям всё равно нужно куда-то девать свободное время. В небольших городах граждане часто ходят в магазины просто для того, чтобы что-то обсудить с продавцом, поговорить, долго выбирают тот или иной товар. Это форма досуга.

 

«Деловой журнала «Меркурий», №7, июль 2023

Источник: www.vcci.ru