Законодательство о семейном бизнесе требует системного подхода, в связи с этим необходимо рассмотреть возможность не только закрепления понятия семейный бизнес в законе о развитии малого и среднего предпринимательства в России, но и проработки законодательства о наследовании и банкротстве одного из владельцев бизнеса. Об этом 27 июля заявила вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ) Елена Дыбова на заседании «круглого стола» «Формирование законодательства в сфере семейного предпринимательства».
На сегодняшний день в российском законодательстве отсутствует понятие «семейный бизнес», которое выделяло бы семейные компании в отдельные субъекты МСП, а также нет мер, которые позволили бы решить таким компаниям большое количество проблем, связанных с обвинениями налоговых инспекций в дроблении и аффилированности, напомнила Елена Дыбова.
«Мы получаем много сообщений из регионов о том, что дети растут и начинают открывать компании, и понятно, что есть экономические взаимоотношения между бизнесами детей и родителей, и при всех раскладах налоговая это транслирует как дробление бизнеса, — сказала вице-президент ТПП РФ. — И продолжая нашу работу с налоговыми органами в части разработки законодательства о семейных компаниях, мы в целом понимаем, что пока нет определения семейного предпринимательства, в вопросе защиты семейного бизнеса от обвинения в дроблении и аффилированности не добьёшься сдвига».
Еще одним важнейшим вопросом, который нужно решить в ближайшее время, является вопрос наследования семейных компаний, констатировала вице-президент ТПП РФ. «Модели, которая позволила бы сейчас, сохраняя волю собственника, основателя компании передать бизнес без его последующего дробления и юридического спора, — не существует, имеющиеся сейчас модели не решают те проблемы, которые возникают и не учитывают пожелания основателей бизнеса», — заметила она.
Ранее вопросы о семейном бизнесе обсуждались на встрече Президента России Владимира Путина с главой ТПП РФ Сергеем Катыриным. В дальнейшем предложенные Палатой меры были поддержаны как законодательной, так и исполнительной властью, а также профильными экспертами и предпринимательским сообществом. При этом обширность и новизна вопросов, возникающих у семейных компаний в их деятельности, требует системного подхода, в связи с чем существуют несколько вариантов реформирования законодательства, сообщила Дыбова.
Первый из них — внесение изменений в закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», в котором дается определение семейной компании как компании, в которой более 50% уставного капитала принадлежит членам одной семьи или в которой более 50% сотрудников — родственники. Такое определение было поддержано Минэкономразвития, и оно могло бы помочь в последующем сделать для таких компаний меры поддержки и помочь решить проблемы с налогами, которые у них возникают, но при этом на данном этапе поправки в закон не затрагивают проблему наследования бизнеса, а это важнейший вопрос для семейных компаний. «Поэтому перед нами сейчас встал вопрос: продолжать работать над поправками в закон об МСП и пошагово решать возникающие вопросы или пойти во второму варианту и подойти к семейному предпринимательству сразу комплексно, и вывести семейные предприятия в отдельное звено наравне с ООО или ИП, или предусмотреть иной, третий, механизм законодательного регулированиях их деятельности», — рассказала она.
Дыбова подчеркнула, что семейное предпринимательство – это надежный бизнес, который меньше подвержен использованию теневых схем в силу наработанной репутации, но специализированных и целенаправленных мер для семейных компаний на сегодняшний день нет, и для развития таких компаний и всей экономики страны нужно разрабатывать соответствующий закон. «Более того, буквально через 3–4 года в семейном предпринимательстве все чаще будет вставать вопрос о передаче бизнеса детям, это будет массово явление, и если мы предложим им устойчивую модель по наследованию бизнеса, это позволит таким компаниям начать новый этап развития», — резюмировала она.
По ее словам, в новых экономических условиях развитие в России семейного бизнеса может стать фундаментом для улучшения демографии, обеспечения занятости населения, создания рабочих мест, строительства больниц, школ и детских садов, обеспечения вовлеченности в предпринимательскую деятельность различных слоев населения и др.
Семейное предпринимательство составляет основу всех экономик. В Европе и Америке подавляющая часть малых и средних предприятий — это семейные компании, которые растут и развиваются вместе со своими будущими наследниками. Это самое устойчивое звено предпринимательской деятельности. «В России также более 74% процентов малых и средних компаний — семейные, и все они нуждаются в четком законодательном базисе, который позволит им развиваться с уверенностью, что их семейные компании смогут продолжать работать даже когда основатели бизнеса выйдут из него», — сказала Елена Дыбова.
Вице-президент ТПП РФ добавила, что сейчас в большинстве семейных компаний работают родственники из одного поколения, например, мужья с женами и братья с сестрами, и в 37% компаний уже трудятся два поколения, то есть вовлекаются дети, внуки и т.д. «И с каждым годом эти процессы идут более масштабно. Поэтому нам нужно сконцентрировать усилия в работе над законом, который будет принят не только для решения проблемных ситуаций, возникающих в бизнесе, но и для предупреждения их появления», — отметила Дыбова.